Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) предложил признать электросамокаты источником повышенной опасности и запретить ими управлять детям до 18 лет. Об этом сообщил член СПЧ Кирилл Кабанов. Он пояснил, что эта инициатива выглядит актуальной на фоне участившихся ДТП с участием электросамокатов. Можно подумать и о получении для этого прав особой категории, полагает Кабанов.
В СПЧ планируют предложить изменения в правила дорожного движения (ПДД) и направить их в кабмин, заявил «Известиям» правозащитник. Он также напомнил, что в некоторых регионах страны в 2021 году были введены ограничения для электросамокатов, в частности по скорости передвижения. Однако это решение властей не повлияло коренным образом на уменьшение статистики аварий с участием людей, которые ехали на электросамокатах, посетовал Кабанов.
По его словам, система контроля и дорожных знаков отсутствуют, а статус участника дорожного движения не определен. «Скорость якобы ограничена, но по факту все продолжают нестись — мы это видим по последним происшествиям, в которых страдают и дети, и пожилые люди. Не соблюдают правила дорожного движения», — пояснил член СПЧ.
Кабанов также добавил, что Госавтоинспекция «не может это контролировать», поскольку «на каждом перекрестке не поставишь сотрудника, а по камерам нарушителей тоже отследить сложно». Правозащитник также напомнил: на федеральном уровне статус электросамокатов, электровелосипедов, гироскутеров, моноколес и сегвеев пока четко не определен.
Поэтому правозащитники выступают с инициативой зафиксировать в ПДД понятие об электрическом транспортном средстве и определить правила его использования. «Почему, например, у нас велосипеды должны двигаться по выделенным полосам, а электросамокат, который тяжелее и быстрее, чем велосипед, может двигаться по пешеходному пространству? Нужно выделить им отдельную зону», — считает Кабанов.
Он выразил мнение, что детям до 18 лет не следует управлять электросамокатами во избежание серьезных ДТП. С этой позицией, по утверждению Кабанова, в СПЧ готовы «выходить на президента», так как «правительство нас, к сожалению, до сих пор не слышит».
Депутат Госдумы Яна Лантратова поддерживает идею обозначить статус электросамокатов в правилах дорожного движения. «Одно дело — детский самокат, где ребенок ногой отталкивается, чтобы набрать скорость, и совсем другое — механически управляемое средство передвижения», — пояснила изданию парламентарий.
Осенью 2021 года Минтранс и МВД разработали поправки, определяющие ПДД для «средств индивидуальной мобильности» (СИМ), включая гироскутеры и электросамокаты. Было предложено ограничить максимальную скорость передвижения для таких средств 25 километрами в час, а вес — 35 килограммами.
Отмечалось, что детям до семи лет могут разрешить передвигаться на электросамокатах по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам в сопровождении взрослых. Людям старше 14 лет предложили ездить на гироскутерах и электросамокатах по обочине или правому краю проезжей части. Но при условии, что там нет тротуаров и пешеходных дорожек. Максимально разрешенная скорость на проезжей части не должна превышать 60 километров в час.