Вице-премьер Марат Хуснуллин, который занимается вопросами модернизации БАМа и Транссиба, поручил профильным ведомствам проработать вариант строительства частной железной дороги, с которой ранее выступила компания «А-Проперти» (принадлежит создателю Yota Альберту Авдоляну). Проект предполагает создание дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до Охотского моря.
Такая инициатива позволит увеличить пропускную способность РЖД для вывоза дополнительных объемов угля, отмечает РБК. Представитель Хуснуллина сообщил журналистам, что проект компании Авдоляна «заслуживает внимания, но он требует более детальной проработки для его дальнейшего рассмотрения в качестве дополнения к основной модернизации БАМа».
В частности, ведомства должны определиться с логистикой необходимых объемов перевозки, какие объекты могут быть электрифицированы, а также предоставить анализ стоимости и сроки реализации проекта.
«Коммерсантъ» отмечает, что РЖД рассматривает два варианта вывоза угля — по БАМу или по отдельной дороге, строительство которой оплатит компания Авдоляна (владеет лицензией на Эльгинское месторождение). Если проекту «А-Проперти» дадут зеленый свет, то фирма построит 500 километров путей и терминал, за что получит на пять лет приоритетное право провоза грузов по существующим дорогам на восток.
РБК ранее сообщал, что глава РЖД Олег Белозеров 30 июня направил Хуснуллину письмо, в котором сообщал, что Авдолян выступил с инициативой создания частной дороги от Эльгинского месторождения до Охотского моря по маршруту Эльга — Чумикан. По этой дороге планируется поставлять до 30 миллионов тонн угля в год, а на берегу Охотского моря построят порт.
По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, железная дорога вместе с портом может обойтись «А-Проперти» в 2,5-3 миллиарда долларов.
Белозеров в письме назвал проект альтернативой третьему этапу модернизации БАМа, приступить к которому РЖД предполагали не раньше чем в 2024 году. По его словам, с компанией «А-Проперти» может быть заключен договор перевозки 30 миллионов тонн угля в год на пять лет, начиная с 2022 года.
Модернизацию Восточного полигона называют крупнейшим инфраструктурным проектом в России. После реализации его первого этапа провозная способность БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна увеличиться до 144 миллионов тонн в год (сейчас 132 миллиона тонн). После второго этапа работ в 2024 году пропускная способность магистралей составит 180 миллионов тонн в год.
Восточный полигон российских железных дорог обеспечивает работу сразу нескольких коридоров. По его ключевым магистралям перевозят грузы из западных регионов страны и с месторождений Урала и Сибири в сторону портов Дальнего Востока и далее морем к растущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также по другим направлениям.