St
Закон о ЧВК: «солдаты удачи» не хотят быть «мясом» на чужой войне
18+

Закон о ЧВК: «солдаты удачи» не хотят быть «мясом» на чужой войне

Госдума в течение трех месяцев рассмотрит законопроект о легализации частных военных компаний

Госдума в течение трех месяцев рассмотрит законопроект о легализации частных военных компаний Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов заявил, что законопроект, регулирующий работу российских частных военных компаний, будет разработан в течение трех месяцев и внесен на рассмотрение парламента. Депутат Госдумы и боец спецподразделения «Витязь» рассказали «Шторму», что обязательно хотели бы увидеть бойцы таких компаний в правилах, регулирующих деятельность ЧВК. 


О необходимости такого закона 16 января заявил глава МИД Сергей Лавров, отметив важность «четко зафиксировать законодательную базу, для того чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены». Михаил Емельянов сообщил «Ленте.ру», что закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии, а также к обеспечению безопасности различных объектов, включая месторождения нефти и газа.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Ветеран подразделения специального назначения «Витязь» Петр Фефелов объяснил корреспонденту «Шторма», что основой законопроекта должна стать четко прописанная система обеспечения социальных гарантий. «Однозначно, должна быть страховка. Люди должны понимать, что, если они будут ранены или убиты, они сами или их семьи будут получать соответствующие выплаты. Кроме того, должно быть прописано само определение ЧВК, а также где могут применяться ресурсы таких компаний, и на каких условиях».


Фефелов не исключил возможность использования ЧВК при охране нефтегазовых месторождений или транспортных узлов. Вместе с тем он отметил, что в законе необходимо зафиксировать специальные защитные механизмы, которые исключали бы возможность участия российских ЧВК в сомнительных военных авантюрах иностранных государств, а бойцам обеспечат соответсвующий задачам уровень вооружения.

«Например, кто-то в Африке хочет усилить свое влияние в том или ином регионе, и они хотят привлечь ЧВК для решения своих задач. Понятно, что у каждой стороны в любом конфликте своя правда, и эти сложные моменты обязательно должны [найти свое отражение в документе]— сказал Фефелов. — Если принято решение, что конкретное предприятие выступает на стороне нанимателя, оно должно быть оснащено соответствующими вооружениями. То есть если сторона агрессора использует тяжелое вооружение, то предприятие должно быть вооружено аналогичным оружием, иначе это станет бойней. Бойцы ЧВК не хотят быть «смертниками» и «мясом».


Почти наверняка основным заказчиком услуг ЧВК будет Минобороны. «Даже если это не будет прописано напрямую в законе, уверен, что это будет неписаное правило для всех. Нельзя также забывать, что огромное количество сотрудников ЧВК — бывшие военные. Очевидно, что они будут координировать свои действия с Минобороны», — пояснил собеседник «Шторма». В любом случае, российская ЧВК за границей должна действовать в соответствии с законодательством той страны, которая пригласила компанию, отметил боец спецназа: «Она должна будет пройти соответствующую сертификацию, ее бойцы должны владеть языком той страны, которая их нанимает».

Депутат Госдумы Сергей Жигарев рассказал «Шторму» что в законопроекте должно быть прописано абсолютно все, что касается работы так называемых солдат удачи, а не только очевидные механизмы страховки. Именно Жигарев в 2014 году участвовал в работе комитета Госдумы, которая рассматривала похожий законопроект о ЧВК.


«Мы должны сделать работу таких бойцов легальной, ввести ее в правовое русло. Главное, что должно быть в законопроекте: условия нахождения такого рода подразделений на территории своей страны, — где они тренируются, где находятся их военные базы. Нужно также прописать, какими средствами вооружений и какого калибра боеприпасами могут пользоваться ЧВК; на каких условиях ЧВК могут закупать это оружие; как ЧВК взаимодействуют с государством; что делается с ранеными и погибшими; каким образом будет проходить реабилитация ветеранов ЧВК, в том числе психологическая; как будут считаться их «боевые» и «небоевые», отпуска и так далее», – отметил парламентарий.  


«Я еще тогда [в 2014 году] говорил, что роль частных военных компаний в крупных региональных конфликтах нельзя преуменьшать, — напомнил Жигарев. — Тогда не хватило политической воли и уровня взаимодействия с Минобороны. То есть сами военные не смогли определиться с тем, как они будут взаимодействовать с ЧВК».


Законопроект, внесенный на рассмотрение «Справедливой Россией», так и не прошел согласование в правительстве и в связи с этим отложен. Тогда его авторы взяли за основу аналогичные правовые акты других стран и прежде всего США, где был накоплен богатый опыт использования частных военных компаний, в том числе в войнах.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...