После того как российские власти объявили о возвращении сограждан, находящихся за рубежом, были созданы специальные Telegram-каналы портала госуслуг РФ. Daily Storm выбрал кипрское направление, чтобы узнать, насколько эффективно получить помощь через чат и другие сообщества в популярном мессенджере. Как оказалось, дело это непростое: многие чаты забиты флудом, в них хозяйничают тролли, а пользователи тем временем публикуют номера карт для перевода денег.
Посольство России в Кипре 10 апреля заявило о возвращении 169 граждан РФ специальным рейсом Ларнака — Санкт-Петербург — Москва. Дипломаты уточнили, что еще около 300 соотечественников продолжают вынужденно оставаться на Кипре. Об этом сразу после возвращения самолета заявил ТАСС.
Детали трансферта в это же время обсуждались в официальном Telegram-канале «Госуслуги: Кипр — РФ». Помимо сообщений со стандартными пожеланиями быстрее долететь были и другие. Кто-то желал участникам сообщества крепких нервов, уточняя, что в самом самолете не соблюдалась дистанция, положенная при эпидемии: «Самолет почти битком, сидели все рядом, и было еще мест 15-20 свободных». Кто-то откровенно троллил: «Все вышли отсюда быстро — вы нарушаете законодательство РФ. Телеграмм запрещен».
Пользователи также клеймили друг друга, называя происходящее «типичным расеянством», а также возражали против прилета соотечественников домой. «Я бы вас всех тоже не пускал на родину:) нечего заразу разносить:)», — заявлял один из участников чата. «Этих долбоящеров только банить надо, иначе не заткнутся. Вчера тут вообще ад творился», — отвечал ему другой. При этом некоторые пользователи сожалели о возвращении: после прибытия в Санкт-Петербург к ним отнеслись как к «врагам народа», взяв мазки и доставив домой в оцеплении полиции.
Все закончилось через некоторое время после посадки самолета. Один из редакторов написал: «Жители Кипра создали чат взаимопомощи. Если он вам может быть полезен, присоединяйтесь».
Daily Storm обратился к модератору нескольких русскоязычных кипрских Telegram-каналов и чатов, основателю IT-комьюнити CypRus_iT Олегу Решетникову с просьбой разъяснить, что происходило в чате портала госуслуг.
«Пришли школьники, тролли, радикалы. Там не хватало жесткой модерации, как я понимаю, все силы были брошены на адресную помощь людям, что и как делать, — рассказывает Решетников. — Есть еще много сообществ, в том числе в Facebook, где и по 10-12 тысяч человек. Но там больше обсуждают».
Он же сообщил, что сам создал канал CY COVID-19 и чат, где после начала пандемии коронавируса распространял информацию, необходимую местным русскоязычным. «Временами мне приходится быть диктатором, чтобы убирать домыслы, политические моменты, потому что у нас мультинациональное комьюнити, а между его участниками из стран (постсоветского пространства. — Примеч. Daily Storm) разные отношения», — уточняет он.
История с сообществами, где информировали о коронавирусе, началась после того, как кипрские власти закрыли воздушное пространство над островом.
«В чате мы начали координировать действия. Правила возврата на остров в то время менялись каждые два-три часа. Мы все оперативно собирали информацию и выносили ее, кто-то в посольстве в Москве получал данные и сообщал», — вспоминает Решетников.
После того как российские министерства решили вывозить сограждан из других стран, с Решетниковым сразу вышли на связь. «У них была моя информация и о группе по вирусу. Девушки и из госуслуг и Минкомсвязи мне параллельно высылали информацию. До этого было много негативных сообщений об этом, но действовали они качественно», — говорит модератор.
По словам Олега Решетникова, единственный рейс из Москвы летел пустым 10 апреля, хотя многие жители острова хотели вернуться, получив разрешение у консула и купив билеты. Вместе с тем во время вылета в Москву была и позитивная история, когда россиянин приехал в аэропорт без регистрации на рейс, но улетел благодаря помощи посла РФ.
Рассказывая, почему россияне хотят вернуться на Кипр, айтишник отвечает, что тут обосновались тысячи экспатов из стран бывшего СССР со своими семьями. Многие из них работают в сфере IT и уже давно живут на острове, который является одним из мировых центров компьютерной отрасли. В общем, ситуация среди русскоязычных на Кипре спокойная, Решетникову неизвестно о тяжелых случаях и умерших от коронавируса.
Сегодня из дома можно выходить один раз в день, для этого приходит разрешение по СМС. Власти хотят знать причину выхода, а также запрашивают номер паспорта либо загранпаспорта и почтовый индекс, при этом в городе могут остановить полицейские и оштрафовать на 300 евро, рассказывает Решетников о местном режиме самоизоляции.
Власти Кипра разрешили принимать только по 1000 человек за 15 дней, поэтому попасть на остров трудно, хотя недавно норма по приему была удвоена, продолжает он. Всего в начале месяца на Кипре находилось около 500 туристов из России, считает Решетников, уточняя, что домой вылетели 200, а не 169 граждан, как сообщил ТАСС. Об оставшихся 300 он говорит так: «У некоторых есть возможность продлить аренду. Кто-то договаривается о снижении цены. У кого-то закончились деньги, и они не знают, что делать».
После телефонного разговора Решетников скинул адрес канала, где можно найти этих людей. Как оказалось, это тот же чат взаимопомощи, ссылку на который в группе «Госуслуги: Кипр — РФ» распространили администраторы. В чате пользователи обсуждают следующий рейс и обмениваются мнениями об условиях режима ограничений на острове. Однако, прокручивая переписку, мы увидели призыв о помощи с просьбой срочно перечислить деньги на карту (пользователь не ответил на вопросы Daily Storm) и списки с контактами журналистов. Чатящиеся обсуждали, можно ли доверять российским СМИ, и если да — то кому.
Участник сообщества взаимопомощи Alex рассказывает, что на Кипре ему на данный момент не плохо, он живет в «отдельном доме», его семья в Москве, а на последнем рейсе он не полетел из-за паники и возможности заразиться. В планах у мужчины — отправиться в столицу следующим рейсом.
Также Alex не видит больших проблем у других участников сообщества. «Этот чат, как и все чаты вообще, без правильной модерации превратился в болталку... Пока еще никто не ночует на улице или в аэропорту. Никто не стоит с протянутой рукой», — говорит он. В искренность тех, кто постит в чате номера своих карт, Алексей сомневается. «Если у нее все действительно так плохо, то я ей куплю билет в аэропорту», — пишет он.
Еще одна участница сообществ — ее псевдоним Ksushik Stf — также сообщила, что у нее «именно проблем пока нет». «Я планировала улетать в мае. Есть проблемы у 300 граждан РФ, в основном из регионов России, кто не может улететь и испытывает денежные затруднения и проблемы с арендой. 10-го числа был единственный вывозной рейс с середины марта. На нем улетели только жители Москвы и сын мэра города Тулы... Следующего рейса в расписании России на вывоз граждан до 20 апреля точно нет. Посольство отвечает, что, может быть, и не в апреле даже будет», — поделилась она.
Дальнейший поиск пострадавших был внезапно прерван модераторами чата. На сообщение с просьбой написать о своих проблемах в связи с пандемией коронавируса несколько участников сообщества отреагировали с иронией, заявив, что сайт Daily Storm им не по нраву, после чего корреспондента удалили из обсуждения.