St
Чтобы сэкономить российские авиакомпании проводили опыты с пилотами во время коммерческих рейсов
18+
Научных сотрудников допускали в кабину пилотов, подвергая пассажиров опасности Коллаж: © Daily Storm

Чтобы сэкономить российские авиакомпании проводили опыты с пилотами во время коммерческих рейсов

Научных сотрудников допускали в кабину пилотов, подвергая пассажиров опасности

Коллаж: © Daily Storm

С 2015-го по 2018 год российские авиакомпании (S7 Airlines, «Уральские авиалинии», ЮТэйр и «Россия» (дочерняя структура «Аэрофлота») изучали, насколько вреден труд пилотов и бортпроводников. Для этого экспертов допускали в кабину пилотов во время коммерческих рейсов, что запрещено авиационными правилами. По итогам проверок компании сократили расходы, лишив авиаперсонал льгот «за вредность». Росавиация и профсоюзы посчитали, что авиакомпании, проводя свои исследования, поставили под угрозу жизни пассажиров, и написали заявления в правоохранительные органы. Также проверкой исследований занимаются в правительстве. 



Что вообще происходит?


Авиакомпании пересматривают условия труда пилотов и бортпроводников. Этого требует закон о специальной оценке условий труда в России (касается всех работодателей РФ). Чтобы оценить вредные факторы работы в небе, эксперты проводили замеры на борту самолетов во время коммерческих рейсов. Пассажирам об этом не сообщали. Исследования проводили в авиакомпаниях: «Сибирь» и «Глобус» (S7 Airlines), «Уральские авиалинии», ЮТэйр, «Россия» (дочерняя структура «Аэрофлота») и «Трансаэро» (закрылась). По итогам проверок компании установили, что труд работников авиации якобы стал менее вредным, и лишили бортпроводников всех льгот (надбавки за вредность и досрочный выход на пенсию. — Примеч. «Шторма»). Профсоюзы назвали результаты исследований незаконными, так как при их проведении были допущены множественные нарушения. Самый громкий скандал вызвали опыты в авиакомпании «Россия», где научные сотрудники для проведения замеров были допущены в кабину пилотов. Авиационные власти страны признали это незаконным и обратились в прокуратуру.


Нарушения в небе


Авиакомпании начали пересматривать условия труда летчиков и бортпроводников в 2015 году, после того как Минтруд принял закон №426 (ФЗ об оценке условий труда)*. Закон обязывал проверить условия труда, но не объяснял, как это сделать в случае с пилотами. Предполагалось, что Минтруд разработает специальную методику для оценки труда летчиков, но ее до сих пор нет. Это связано с тем, что проект забраковало Министерство экономики. По данным ведомства, проведение исследований в особом порядке оказалось бы дорогим для авиакомпаний (сотни миллионов рублей). Профсоюзы настаивали на том, чтобы дождаться решения Минтруда. Но авиаперевозчики ждать не стали и проверили условия работы пилотов и бортпроводников в общем порядке. Научных сотрудников сажали с пассажирами на коммерческие рейсы. Во время полета они измеряли уровень шума, вибраций, температуру воздуха, напряженность трудового процесса и другие вредные факторы.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Daily Storm
Фото: © Daily Storm

Общественники заявляли, что в ходе опытов авиаперевозчиками были допущены множественные нарушения. Самый большой резонанс вызвала история с дочерней структурой «Аэрофлота», авиакомпанией «Россия». Там эксперты были допущены проводить замеры в кабинах пилотов.


Можно в кабину пилотов?


Условия труда в «России» проверял Клинский институт охраны и условий труда (КИОУТ). Исследования проводились в начале 2018 года. Экспертам института покупали билеты на самолет, и они вместе с пассажирами летали на коммерческих рейсах, говорится в письме компании в Росавиацию.


Измерения проводили во время полетов из Москвы в Санкт-Петербург, Оренбург и в Пунта-Кану (Доминиканская Республика), рассказывают «Шторму» источники, знакомые с результатами СОУТ в компании. Экспертов допускали для проведения замеров в кабины пилотов. Такое поручение дал летный директор компании Г.В. Баринов. Теперь профсоюзы обратились в СК с просьбой проверить, не превышал ли свои полномочия Баринов.

«После такого приказа летный директор уже должен допрашиваться прокуратурой или Следственным комитетом. Любое постороннее лицо в кабине экипажа — это помеха управлению», — рассказал «Шторму» руководитель правового департамента конфедерации труда России Олег Бабич.


При проверке Росавиация подтвердила, что «Россия» действительно допускала экспертов в кабину пилотов для проведения замеров. Ведомство констатировало нарушение закона (федеральных авиационных правил №128 — ФАП-128) и потребовало от руководства авиакомпании прекратить исследования.


Перевозчик парировал тем, что эксперты КИОУТ были указаны в задании на полет, что соответствовало требованиям ФАП-128. Кроме того, эксперты перед полетами проходили проверку службы авиационной безопасности вместе с летчиками и бортпроводниками, сообщили «Шторму» в авиакомпании «Россия». Руководство перевозчика уверено, что безопасность полетов не была нарушена.


Правда, Росавиацию аргументы компании, кажется, не удовлетворили. В ведомстве посчитали, что исследовать работу пилотов во время выполнения полета нельзя и попросили прокуратуру проверить АК «Россия».


«Проверка показала, что при проведении СОУТ специалисты института незаконно находились в кабине летного экипажа при выполнении полетов с пассажирами, что подтверждается полетными заданиями», — говорится в ответе Росавиации на запрос «Шторма». Ведомство ссылается на федеральные авиационные правила №128, которые запрещают допускать в кабину пилотов посторонних лиц.


К слову, схожей позиции придерживаются и профсоюзы. «Невозможно на реальном рабочем месте члена экипажа воздушного судна (самолета) провести СОУТ», — говорит Олег Бабич из конфедерации труда РФ.


Профсоюз летного состава России настаивал, что для использования на борту специальных измерительных приборов «Россия» должна былаьполучить разрешения разработчиков самолетов.


«Непонятно, как эти приборы повлияют на работу воздушного судна (самолета) и как на спецприборы будет влиять самолетное оборудование. Нет методики, как нужно устанавливать на борту эти спецприборы. Для того чтобы планшет разместить в кабине пилотов Boeing, специальную методику разрабатывал, специальное крепление. У нас карандаш когда у пилотов не закреплен в кабине, за это выговор можно получить. А тут измерительное оборудование. Что будет, если при болтанке оно попадет в органы управления самолета?» — восклицает собеседник «Шторма» в профсоюзе летного состава. Допустив экспертов КИОУТ в кабину со спецоборудованием, авиакомпания «Россия» нарушила закон и подвергла опасности пассажиров, считают пилоты.

Фото: © GLOBAL LOOK press/
Фото: © GLOBAL LOOK press/

В «России» провел проверку Ространснадзор, обнаружив нарушения законодательства. О каких именно нарушениях идет речь, неизвестно. В свою очередь, Санкт-Петербургская транспортная прокуратура не увидела серьезных нарушений в исследованиях «России». Если специальной методики оценки труда нет, то нужно проводить ее в общем порядке, отметили в ведомстве, сославшись на ФЗ №426. Поддержав таким образом позицию перевозчиков.


Правда, этим история не закончилась. Вопрос об экспериментах в АК «Россия» дошел до правительства. Министр труда Максим Топилин поручил своему ведомству совместно с Минтрансом провести свою проверку. По данным профсоюза авиакомпании, этим делом также занимается Следственный комитет.


Впрочем, по сведениям «Шторма», «Россия» была не единственной авиакомпанией, которая допускала научных сотрудников в кабину пилотов. То же самое происходило при проведении оценки условий труда в «Уральских авиалиниях», рассказал «Шторму» источник, знакомый с результатами проверки. Там СОУТ проводили еще в начале 2015 года.


«Эксперты находились на борту самолета — один в салоне самолета, другой — в кабине пилотов. Эксперты измеряли уровень шума, децибелы, температуру, влажность воздуха и световое табло. Чтобы оценить вредность труда бортпроводников, специалисты изучали физические нагрузки, в том числе считали количество наклонов, которое приходится делать бортпроводникам во время рейса. Влияние пересечения летным составом нескольких географических поясов эксперты не измеряли. Летали, разумеется, с пассажирами. Было бы крайне дорого проводить специальные полеты», — объяснил собеседник.


Источник отметил, что по итогам проверки компания полностью лишила льгот бортпроводников (вместо класса вредности 3.1 стюардам установили 2.0 класс вредности — допустимый). То есть бортпроводники лишились надбавок к зарплате за вредность труда и потеряли возможности досрочного выхода на пенсию. Пилотам тоже сократили класс вредности работы. Но на льготы это пока не повлияло, добавил собеседник «Шторма».


В авиакомпании «Трансаэро» (закрыта) оценку труда проводил все тот же Клинский институт охраны труда (КИОУТ). И там экспертов института во время коммерческих рейсов тоже допускали в кабину пилотов. При этом направления полетов для проведения оценки условий труда компанией были выбраны случайно, отмечает собеседник.


По словам источника, эксперты рассмотрели все вредные факторы, указанные в методике, принятой Минтрудом. По итогам исследования пилотам установили 3.1 класс* вредности труда (условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные гигиеническими нормативами). Это самый низкий уровень вредности труда, но он все же предполагает сохранения льгот пилотов. Условия работы бортпроводников определили, как работу с тяжелыми условиями труда.

После переоценки условий труда бортпроводников лишили льгот в авиакомпаниях ЮТэйр и «Сибирь» (S7). Пилотам там уменьшили вредность. Профсоюзы считают, что перевозчики с самого начала ставили целью сократить льготы персонала, чтобы сэкономить деньги. Общественники указывали, что при проведении исследований эксперты рассматривали далеко не все вредные факторы, с которыми сталкиваются работники авиации. В том числе эксперты не обращали внимание на болтанку в самолете, изменение географических поясов и радиацию.


К примеру, профсоюз авиакомпании «Россия» указывал, что эксперты КИОУТ при проведении СОУТ в компании не измерили температуру воздуха в кабинах самолетов, атмосферное давление, уровень шума (звука), вибрацию.


В «Сибири» эксперты не изучили показатели тяжести трудового процесса работников и не замерили особенности микроклимата.

В «Сибири» оценку условий труда проводил тот же Клинский институт охраны труда (КИОУТ). Эксперты института летали на самолетах «Сибири» из Новосибирска в Фергану (Узбекистан) и из Москвы в Сочи. Также компания проводила специальные полеты без пассажиров. Как правило, они стартовали из аэропорта Внуково. Всего «Сибирь» задействовала в исследованиях 46 самолетов и проверила 387 рабочих мест пилотов и бортпроводников.


Новосибирский транспортный прокурор подал в суд на авиакомпанию «Сибирь» из-за возможных нарушений. По его мнению, перевозчик не предоставил убедительных доказательств того, что условия труда бортпроводников стали лучше. Следовательно, не имел права лишать работников льгот, делает вывод прокурор. Он потребовал отменить результаты СОУТ. Но суд встал на сторону перевозчика. По мнению суда, если компания по результатам проверки снижает класс вредности работы — это уже само по себе становится доказательством улучшения труда.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov

Нарушения при проведении оценки труда были допущены в ЮТэйр и «Трансаэро». Об этом свидетельствуют письма госэкспертизы Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа (место регистрации ЮТэйр). В документах говорится, что компании исследовали не все вредные факторы. О нарушениях в ЮТэйр и «Трансаэро» говорил даже премьер-министр Дмитрий Медведев, он просил главу Минтруда Максима Топилина разобраться с вопросом.


Обе эти компании проводили исследования еще в 2015 году. ЮТэйр проводила испытательные полеты из Внуково в Ростов-на-Дону, в Уфу, Самару, а также делала замеры на рейсах: Екатеринбург — Внуково и Санкт-Петербург — Сургут.


Последний оплот льгот


Лидер рынка пассажирских авиаперевозок — компания «Аэрофлот» стала последней в России, фактически не проводившей в воздухе переоценку условий труда пилотов и бортпроводников. Стюарды «Аэрофлота» до сих пор сохранили за собой льготы в отличие от коллег в других крупных российских авиакомпаниях.


В 2016 году Роспотребнадзор выдал предписание «Аэрофлоту» из-за того, что компания не проводила исследования условий труда пилотов во время полета. Перевозчик обратился в арбитражный суд Москвы и выиграл дело. Суд признал, что согласно федеральным авиационным правилам №128 (ФАП-128), посторонним лицам запрещен вход в кабину пилотов. После этого «Аэрофлот» выиграл дело в апелляционной и кассационной инстанциях. На это решение суда ссылается Росавиация в ответе на запрос «Шторма». Авиационные власти видят в решении суда свидетельство того, что проводить исследования в кабине пилотов нельзя.  


Интересно, что по мнению источника «Шторма» в отрасли, именно руководство «Аэрофлота» инициировало переоценку условий труда пилотов и бортпроводников в авиакомпании «Россия». «В «Аэрофлоте» хотели обкатать механизм. При этом не подставляясь под удар», — утверждает собеседник.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...