St
«Дешевые» флаги
Разобрались в теме обеспечения безопасности российских моряков. «Восток» был надежным судном Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области

«Дешевые» флаги

Разобрались в теме обеспечения безопасности российских моряков. «Восток» был надежным судном

Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области

В  Японском море 24 января исчез с радаров траулер «Восток», на борту которого находились российские рыболовы. МЧС незамедлительно отреагировало на сигнал SOS, отправленный кораблем. Однако поиски усложнили суровые погодные условия, экипаж ищут до сих пор. Пока специалисты строят предположения о причинах крушения, «Шторм» разобрался, хорошо ли обеспечивается безопасность рыболовецких шхун в России. Оказалось — не очень. 

  

Дальневосточная акватория достаточно загружена в плане судоходного трафика. Сотни кораблей различных классов ежедневно курсируют между портами Южной Кореи, России и Японии. 

 

Все они должны быть оснащены системой AIS (automatic identification system). Она позволяет отслеживать движение траулеров в реальном времени, предоставляет информацию о направлении судна, его точке прибытия и другие данные.

 

Более того, при выходе в открытое море водный транспорт должен тщательно инспектироваться, примерно так, как и воздушный: проверяется работоспособность шхуны и наличие спасательного снаряжения. 


На деле все обстоит немного иначе.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области
Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области

Экономика рыболовства

 

По словам источника «Шторма», знакомого с условиями работы моряков на Дальнем Востоке, отечественный парк кораблей находится в плачевном состоянии. Большинство шхун покупаются в Корее. Как правило, «бэушные». А обязательная инспекция проводится не так часто, как положено.

 

Вылов краба и рыбы — достаточно прибыльный бизнес. И в плане эксплуатации из судов принято выжимать по максимуму. Порой владельцы отправляют свои корабли в длительные экспедиции, которые могут длиться по несколько месяцев. К слову, экипаж в это время не меняется.


«Здесь играет роль чистая коммерция. Так гораздо выгоднее, чем гонять судно в порты по несколько раз. Особенно если оно ушло далеко в море», — рассказывает собеседник «Шторма».


Так как большинство шхун оснащено опреснителями, единственная трата — «перегрузчики», они снабжают рыбаков топливом и продовольствием во время экспедиции, а также забирают улов. 


Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области
Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области

Под чужим флагом

 

Порой предприниматели регистрируют шхуны в других государствах (такие корабли называют подфлажниками). К примеру, на Мальте, в Панаме или в странах Африки. Хитрый прием позволяет хозяевам кораблей сэкономить на налогах. Более того, в странах торгующих флагами, не такие строгие требования к оснащению судна — можно выйти в море с лопатой, забыв про спасательные жилеты, шлюпки и огнетушители. Все это не будет нарушением правил. В основном такие шхуны курсируют только в нейтральных водах, чтобы не заплывать на территорию других стран — ведь там требования для выхода в море будут гораздо жестче. 

 

В принципе это законно, если с документацией судна все в порядке, равно как и с разрешением на осуществление отлова рыбы. В любых других случаях промысел считается нелегальным.


Мы обратились к системе AIS, чтобы посмотреть количество зарубежных рыболовецких траулеров в территориальных водах России. Как оказалось, таковых практически нет, по крайней мере, на карте видны только южнокорейские суда, российские и японские, да и те — в своих территориальных водах.

 

Пограничные службы Дальнего Востока объясняют это так: суда, которые занимаются незаконным промыслом, отключают все системы слежения. Такие шхуны становятся практически невидимыми для морских служб, а отследить их перемещения можно только благодаря снимкам со спутника. Следовательно, экипаж выходит в море на свой страх и риск. 


Стоит отметить, что подобная ситуация касается и кораблей пограничников Сахалинской области. Так, «Шторм» выяснил, что как минимум два судна, патрулирующих берега Сахалина, вообще не имеют регистрации, а их капитаны и моряки — необходимых квалификационных документов для выхода в море. 



Рыбаки говорят, что для Дальнего Востока работать «подфлажником» — это норма, порой иного выбора нет. Хотя в правоохранительных органах заявляют об обратном, мол, судов, занимающихся нелегальным промыслом, гораздо меньше, чем раньше. Тем не менее задержания происходят.  

 

Так, в январе прошлого года после пересечения границы России в японских водах было задержано судно Oyester под флагом Республики Того (порт приписки — Ломе). Как оказалось, документы были поддельными, а сама шхуна принадлежит российской компании ООО «Дабл». Настоящее название корабля — «Миё Мару 21».

 

Предприимчивые бизнесмены переправили корабль из порта Корсаков в Японию, предварительно отключив все системы слежения. Там траулер был переименован в Oyester, а документы оформлены на ликвидированную в 2012 году компанию на Сейшелах. Судно конфисковали, компанию обложили штрафом в размере 100 тысяч рублей, на капитана было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 332 (незаконное пересечение границы).


Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области
Фото: © пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области

А 20 января этого года при схожих обстоятельствах была задержана шхуна OST-3 с флагом Республики Танзании. В отношении капитана возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.37 (нарушения правил рыболовства) с конфискацией судна.

 

Также спорной остается ситуация с задержаниями морского транспорта в исключительной экономической зоне РФ между Сахалином и Хоккайдо. Из-за того что мирное соглашение с 1945 года между Россией и Японией так и не подписано, границы ИЭЗ не определены и до сих пор не нанесены ни на одну из официальных навигационных карт. Однако российские пограничники арестовывают там моряков, а Корсаковский суд выносит им приговоры за браконьерство. 



Восток

 

По словам источников «Шторма», работающих моряками, у компании ООО «ДВ Флот», которой принадлежит судно «Восток», достаточно хорошая репутация. В основном компания занимается отловом краба.


Шхуна была построена в Корее в 1985 году и ходила под российским флагом,  порт приписки — Невельск. Также бывшие члены экипажа говорят, что судно в исправном состоянии и было оснащено всеми спасательными средствами. Одна из версий кораблекрушения — обледенение, которое могло привести к опрокидыванию.

 

Рыболовецкий траулер следовал из южнокорейского порта Донхгэ в порт Холмск Сахалинской области.  В 08:10 по местному времени сработал аварийный радиобуй, после чего судно перестало выходить на связь. На его борту находилось 20 человек. По произошедшему факту следственными органами уже возбудили дело о нарушении правил эксплуатации морского транспорта.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...