St
Слесари и электрики вместо дворников-мигрантов: как разгребали Москву после снежного «апокалипсиса»
На очистку улиц от снега в зимний сезон 2020/21 столица уже выделила более 1,2 миллиарда рублей Коллаж: © Daily Storm

Слесари и электрики вместо дворников-мигрантов: как разгребали Москву после снежного «апокалипсиса»

На очистку улиц от снега в зимний сезон 2020/21 столица уже выделила более 1,2 миллиарда рублей

Коллаж: © Daily Storm

Текущая зима стала рекордной по количеству осадков за всю историю метеонаблюдений в Москве. За сезон власти потратили 1,2 миллиарда рублей на борьбу со снегом — деньги пошли на оплату работ, аренду техники и закупку оборудования. С финансированием сложностей не возникло никаких, но были проблемы с кадрами. Когда пришла стихия, «Жилищникам» просто не хватило дворников, чтобы быстро разгрести снежные завалы и освободить дворы. Причина этой ситуации — пандемия. Daily Storm рассказывает о том, как московские коммунальщики боролись со снежными заносами, каких не припомнят многие москвичи.


Без рук 


«В Москве мигрантов стало меньше процентов на 40, по отдельным оценкам. На носу уборка снега. Это ручной труд, это лопата, метла, лом. Далеко не все москвичи готовы работать на таких работах», — рассказывал еще в октябре 2020 года мэр столицы Сергей Собянин о последствиях закрытия границ из-за пандемии.


На долю трудовых мигрантов приходится 35-40% сотрудников ГБУ «Жилищник», писали в ноябре «Ведомости» со ссылкой на представителей столичных префектур. Сформировавшийся дефицит рабочих рук в Москве решили закрыть за счет россиян, жителей соседних регионов.


Зимний сезон 2020/21 года стал самым снежным в столице за всю историю метеонаблюдений, в ночь на 13 февраля прирост осадков составил 40% от месячной нормы, за весь период снегопада — 65%. Последствия природной аномалии, накрывшей столицу, обернулись отмененными авиарейсами, десятибалльными пробками на дорогах, снежными завалами во дворах и временными сложностями с вывозом мусора.


Несмотря на то что власти готовились к стихии, активно набирая россиян на тяжелую работу, бороться с ее последствиями в некоторых районах оказалось вовсе некому. 


«Я знаю, что в нашем районе была большая проблема с кадрами, — рассказал Daily Storm муниципальный депутат района Аэропорт Павел Ярилин. — Она связана с тем, что в пандемию никого не увольняли. Когда началась пандемия, дворников запретили увольнять. Им платили полную зарплату на протяжении нескольких месяцев. После снятия ограничений «Жилищник района Аэропорт» не мог платить зарплаты, конкурентные с другими районами. Зарплата в Хорошевском [районе], предположим, была 35 тысяч, а в Аэропорте — 27 тысяч рублей».


Дворники переходили в другие районы на большую зарплату. В результате в одном «Жилищнике» штат был укомплектован, а в другом наоборот — был недокомплект. Депутат предполагает, что подобная ситуация характерна не только для Аэропорта, но и для других районов. 


Сейчас средняя зарплата дворника в Москве составляет 30-40 тысяч рублей до вычета налогов, рассказывает глава профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. По его мнению, эта зарплата несоразмерна с тяжестью труда и условиями проживания работников. Поэтому, естественно, россияне неохотно идут убирать улицы. 


«Дело, конечно, в условиях. Например, в ГБУ «Жилищник района Лефортово» люди жили в подвалах домов. Это некомфортно, но, с другой стороны, все оперативно — снег выпал и работники сразу выходили чистить снег свежевыпавший. Другое дело — чистить примятый снег, — говорит Каримов. — Потом дворников переселили в общежитие, но тогда люди стали тратить время на дорогу до работы, а график ненормированный, оплата за сверхурочную работу не начисляется. Вряд ли российские работники из какой-нибудь Ивановской области согласятся на такие условия».


Обычно основной приток мигрантов в Россию начинается с весны, когда приезжают «сезонные работники». Однако в 2020 году многие не смогли въехать в страну из-за закрытия границ. «Они до сих пор закрыты. Можно въехать только централизованно, если работодатель оставит заявку. Однако пока так можно делать лишь в строительном секторе», — объясняет Каримов. 


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St


Переброска слесарей, штукатуров и электриков 


Строительный сектор — одна из сфер, за счет которой муниципальные власти иногда компенсировали нехватку рабочих рук на уборке снега. По крайней мере, так происходило в районе Аэропорт, рассказывает депутат Павел Ярилин.  


«Это распространенная практика. Например, я общался с представителями подрядчика, который занимался капремонтом. Их сотрудников — электриков, слесарей, штукатуров — привлекали к уборке улиц. Просто из фонда капитального ремонта пришло негласное распоряжение предоставить людей. В результате подрядчик выставил 10 человек, которые работали в свои выходные дни», — сообщил депутат. 


Еще одна причина, по которой дворы и улицы по всей Москве неравномерно очищали от снега, это то, что рабочих перенаправляли в другие места. «Видимо, был сделан акцент на том, чтобы расчистить сначала центр Москвы, а потом окраины», — предполагает Ярилин. 


О случаях перебросок дворников из одного района в другой также говорит Елена Русакова — глава совета депутатов Гагаринского района в Юго-Западном административном округе. «Дворников с целого района снимают и кидают на соседний район. То есть убирают поочередно», — сказала Русакова. 


«Но это все подстроено под личные проверки [заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства] Петра Бирюкова. Чиновники работают для чиновников, — утверждает собеседница Daily Storm. — Вот, например, в Раменском районе полностью очистили дворы, а в нашем (Гагаринском. — Примеч. Daily Storm) районе пока этого не видно».


Коммунальщиков тоже можно понять. Столкнувшись с завалами снега в запутанных московских дворах и с пробками на дорогах, они отдавали приоритет уборке проезжих частей, а уже потом — территориям вокруг жилых домов. Об этом Daily Storm рассказал бывший глава одного из «Жилищников» в Северо-Восточном административном округе, который попросил не называть его имя. 


«По регламенту проезжую часть очищает спецтехника, а дворы должны убирать дворники и тракторы. К слову, в центре на тракторе сложно работать из-за того, что сейчас им мешают шлагбаумы», — говорит экс-глава «Жилищника».


Указания на уборку улиц отдает городской штаб (департамент ЖКХ). Это происходит в режиме реального времени из-за того, что нельзя точно предсказать количество осадков и районы Москвы, где их будет больше. К слову, по данным метеорологов, сильнее всего снежный «апокалипсис» ударил по югу столицы.


От количества осадков также зависят нормативы по времени сбора и вывоза снега. При этом бюджет на работы всегда рассчитывается заранее, и специалисты исходят из среднемесячной нормы. «Если выпадает больше снега, чем ожидали, то привлекают дополнительную технику, — пояснил экс-глава «Жилищника». На этот случай заранее заключаются аварийные договоры с подрядчиками из строительного комплекса. Они поставляют самосвалы и погрузчики. Это тоже должно закладываться в бюджет». 



Миллиарды на снег


Помимо «Жилищников» за вывоз и уборку снега с улиц Москвы отвечают ГБУ «Автомобильные дороги». Эти две организации есть в каждом округе столицы. Они и распоряжаются бюджетом.


Понятие зимнего периода у коммунальщиков отличается от календарной зимы. Зачастую снег в России начинает выпадать еще осенью, а прекращаются снегопады только весной. Поэтому контракты на уборку улиц ГБУ размещают с осени по весну. С сентября 2020 года по февраль 2021 года «Жилищники» и «Автомобильные дороги» выделили на уборку снега 1,24 миллиарда рублей, следует из данных госзакупок*. 


Самые крупные траты приходятся на погрузку и вывоз снега на снегоплавильни — более 900 миллионов рублей. Еще один пункт в расходах — аренда и обслуживание спецтехники (самосвалы, тракторы, погрузчики и т.д.). На госзакупках было размещено несколько десятков контрактов общей суммой 114 миллионов рублей.



Примерно столько же было выделено на услуги по очистке кровель многоквартирных домов, муниципальных и промышленных объектов. Меньше всего денег ушло на лопаты, метлы, ломы и другой инвентарь. К середине февраля организации разместили контрактов на сумму более 25 миллионов рублей.


Важно отметить, что контракты, заключенные с сентября по февраль 2021 года, касаются этого зимнего периода и следующих сезонов. Периодически московские власти подписывают долгосрочные соглашения. Так, прошлой зимой «Жилищники» и «Автомобильные дороги» заключали долгосрочные договоры, которые действовали до конца декабря 2021 года. Сумма этих контрактов превышала 1,4 миллиарда рублей.


*Данные, размещенные на ресурсе ЕИС собраны через систему «СПАРК-Маркетинг». Поиск контрактов осуществлялся по ключевым словам «снег» и «зимний период». Мы отбирали контракты, которые были опубликованы ГБУ в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...