Студенты российских вузов уже давно перешли на онлайн-обучение, а так как сессия уже близко, сдавать зачеты и экзамены придется тоже удаленно. Даже по физкультуре. В Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) нашли современное решение актуальной проблемы и призвали на помощь киберспорт. Набрать необходимые 100 баллов для зачета по физ-ре можно будет в прямом смысле играючи: в Dota 2, CS:GO, Overwatch, Clash Royale и другие популярные игры. Эту идею оценили не только студенты, но и руководство вуза: там не только не стали препятствовать ее воплощению в жизнь, но и активно поддержали.
Похоже, что самоизоляция стала благодатным временем для поиска всевозможных креативных решений. Интернет- и онлайн-сервисы спасают как работающее население, так и школьников со студентами. Инициатива ИТМО и вовсе выглядит как мечта. Как минимум ― мечта геймера: катать в любимые игры и получать бонусы по части учебы.
«Мы анонсировали эту историю 1 апреля, и, конечно же, все подумали, что это шутка! Но, как видите, нет. Более того, нас поддержал ректор и даже снялся в проморолике, где он как раз участвует в киберфизкультуре», ― рассказывают в вузе.
То есть теперь совершенно «легально» можно по ночам играть в CS:GO или Dota 2 и собирать баллы для зачета. По словам генерального менеджера спортивного клуба ИТМО «Кронверкские барсы» Дмитрия Русанова, среднее время, которое нужно провести в игре, ― примерно час-полтора. За такое полагается пять баллов. Победители турниров получают больше ― это один из элементов мотивации. Кроме того, в киберфизкультуре предполагается и теоретическая часть в виде специальных лекций, которые тоже можно посещать онлайн и продвигаться еще дальше к зачету.
Программа работает всего неделю, но по понятным причинам уже снискала большую популярность. Согласно данным от Дмитрия Русанова, уже более 500 студентов активно совмещают приятное с полезным, и эта цифра постоянно растет.
«На самом деле, у нас же эта история не внезапно появилась ― вдруг откуда ни возьмись. У нас есть киберспортивная сборная, плюс у нас предлагается особая повышенная стипендия для тех, кто им занимается, ― это порядка 10 тысяч рублей. У нас уже какое-то время существует своя киберспортивная экосистема, и мы это направление активно развиваем. И нам очень повезло, что руководство поддерживает такие инициативы», ― добавили в пресс-службе ИТМО.
Однако игры ― это не единственная онлайн-возможность получить зачет по физкультуре. Студентам доступны целых семь опций, среди которых и настоящие физические нагрузки: бег, йога, велоспорт. Есть возможность играть в шахматы и даже спортивный покер. В университете также сообщили, что на неделе планируется запуск еще одной программы ― онлайн-фитнеса c челленджами и другими интересными форматами.
«Что-то лежало на поверхности, и мы запустили это первым ― это беговые тренировки через приложение Strava. Мы там создали свой клуб, ребята в него вступают, бегают и отправляют результаты. Причем мы полноценно начали заниматься этим проектом только 17-18 марта, и уже к 24-му числу все было готово. Да, можно было просто собрать какой-то теоретический курс и сказать «вот, ребята, проходите», но мы хотим дать наиболее широкий спектр занятий, чтобы каждый студент выбрал что-то свое», ― рассказал Русанов.
Киберфизкультура же потребовала большего количества ресурсов, потому что, в отличие от бега, для нее не было готовой платформы, где можно было бы отслеживать результаты и переводить это в баллы. Соответственно, студентам пришлось разрабатывать свой сервис с нуля.
Если сложить занимающихся всеми активностями, то получится порядка 2500 человек. И таких становится больше, так как студенты уже распробовали удаленный формат.
Но там, где есть система и какие-то правила, всегда найдутся те, кто захочет их нарушить. Русанов отметил, что читерство неизбежно, но и с ним можно бороться:
«Мы стараемся упаковывать инструкции к занятиям и прописывать правила игры таким образом, чтобы не было совсем очевидных лазеек. Например, поменять фамилию в сертификате. Но мы знаем, что сертификаты номерные, и мы это отслеживаем. Конечно, если как-то креативно посмотреть на эти занятия, можно что-то придумать. Но это как тот студент, которому удалось каким-то необычным способом пронести шпаргалку на экзамен, ― преподаватель даже похвалит его за изобретательность».
По мнению Дмитрия Русанова, даже после ухода коронавируса как минимум часть спортивных онлайн-форматов точно продолжит успешно функционировать ― в особенности беговой клуб и киберспортивная история.
В Федерации компьютерного спорта России рады, что киберспорт способствует решению текущих проблем. Президент федерации Дмитрий Смит подчеркнул, что тут нет никакого противопоставления киберспорта и традиционного спорта, потому что одно без другого существовать не может и нынешняя ситуация в мире это уже доказала:
«Многие спортивные организации и спортсмены, оказавшись отрезанными от мира, проводят свои мероприятия в киберпространстве, будь то турниры, шоу-матчи или просто встречи с поклонниками. Уверен, тенденция сохранится и после того, как мир справится с пандемией. Так и киберспорт нуждается в традиционных видах спорта — киберспортсменам критически важно держать свое тело в форме, ведь от этого напрямую зависят их результаты в игре».
Согласно исследованию, проведенному Федерацией компьютерного спорта совместно с аналитическим центром НАФИ, и вовсе оказалось, что две трети геймеров (69%) интересуются традиционным спортом, а 45% занимаются каким-то его видом. Этот показатель выше, чем в среднем по России: в целом половина россиян (50%) интересуются спортом, а занимается им только каждый четвертый (26%).