St
«ЮТэйр» — первый претендент на съедение: на чьих крыльях могут взлететь Сбербанк и ВТБ
Госбанки могут заинтересоваться региональными авиакомпаниями «Авророй», «Азимутом» или «Руслайном»

«ЮТэйр» — первый претендент на съедение: на чьих крыльях могут взлететь Сбербанк и ВТБ

Госбанки могут заинтересоваться региональными авиакомпаниями «Авророй», «Азимутом» или «Руслайном»

Коллаж: © Daily Storm

В конце прошлого года стало известно, что Сбербанк и ВТБ решили создать крупнейшую региональную авиакомпанию в России. По данным СМИ, под эти цели может быть выкуплен четвертый по объемам перевозчик в России — «ЮТэйр». В 2017 году компания перевезла 7,3 миллиона пассажиров. Финансисты нацелены ежегодно перевозить 6-10 миллионов человек.


У «ЮТэйра» миллиардные долги, о чем сообщала сама компания. Более половины ее банковского долга приходится на Сбербанк. Помимо этого предприятие задолжало крупные суммы банкам «Траст» и «Россия». Перед ВТБ, к слову, у него задолженностей нет. В конце прошлого года компания допустила дефолт (невыполнение обязательств) по кредитам. СМИ тогда писали, что «ЮТэйр» попросила отложить долги, но часть кредиторов якобы отказались. Большая часть самолетов предприятия, судя по данным портала russianplanes.net, находится в лизинге.


Идею зайти на авиационный рынок, если верить СМИ, банкам подкинули в правительстве РФ. Это похоже на правду, поскольку власти уже несколько лет говорят о необходимости развивать региональные перевозки в обход Москвы. На этом настаивал и президент России Владимир Путин.



Власти могли попросить госбанки поучаствовать в развитии региональной авиации в стране, предполагал ранее собеседник Daily Storm в отрасли. Для этого проекта банкам необходима «ЮТэйр», говорит другой источник. Дело в том, что для создания новой региональной авиакомпании банкам потребовалось бы построить крупную сеть. «С нуля тут не начать», — подчеркивает собеседник. А у «ЮТэйра» инфраструктура уже есть — компания базируется сразу в нескольких аэропортах — в том числе в московском Внуково, в тюменском Рощино и Сургуте (Югра). Последний из аэропортов в этом году вообще перешел под контроль компании (перевозчик получил контрольный пакет воздушной гавани).


«В какой-то мере Петербург, Ростов и Краснодар тоже используются «ЮТэйром» в качестве хабов. На востоке у них был узел Хабаровска, пока его не разгромил «Аэрофлот», — утверждает собеседник.


Судя по открытым данным, «ЮТэйр» выполняет рейсы более чем по 60 направлениям, как по России — от Чукотки до Калининграда, так и за рубеж — в основном в страны СНГ, например, в Азербайджан, Армению и Белоруссию, но также в Западную Европу — Германию, Италию и Австрию.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK Press / Leonid Faerberg / Transport Photo Images

У авиакомпании один из самых больших парков среди российских авиакомпаний (65 бортов — 50 магистральных Boeing и 15 региональных самолетов ATR-72), и самый большой парк вертолетов — более 150 судов.    


«Остальные крупные региональные компании — S7 и «Уральские авиалинии» успешны, а «ЮТэйр» — уже лишняя, если она сдохнет, ее активы быстро поделят. Так что эта затея (имеется в виду покупка компании банками) может быть попыткой спасти вложения кредиторов, в том числе Сбера. Чтобы не произошло так, как с «Трансаэро», после развала которой все долги и кредиты ушли в минус. А половина пилотов и бортов в Китае теперь летают, часть стоят брошенные в разных портах», — говорит источник Daily Storm.


У «ЮТэйра» дела плохи с 2014 года, она чуть не стала банкротом вместе с еще одной крупной АК — «Трансаэро», два года подряд показывая колоссальные убытки — 22,1 и 18,4 миллиарда рублей (2014-й и 2015 год). Для спасения от банкротства был разработан масштабный план. Тюменская область и Югра, где базируется основное управление перевозчика, потратили 2,5 миллиарда и 11,5 миллиарда рублей, регионы оплатили долги в обмен на акции авиакомпании. Ей удалось устоять, в 2016-м она даже вышла в прибыль, но уже в 2018 году снова скатилась в убытки — потеряв за три квартала почти два миллиарда рублей (данные СПАРК-Интерфакс).




Впрочем, часть активов все-таки пришлось сбросить — обанкротилась грузовая дочка компании — «ЮКэйр». У грузоперевозчика была кредиторская задолженность — 63,7 миллиона рублей, погасить которую он был не в состоянии.


Источник отмечает, что, заходя на рынок региональной авиации, банки неминуемо столкнутся с крупными конкурентами — в первую очередь, речь идет о группе компаний S7, которые активно развивают региональные хабы, в том числе в Новосибирске.


Для достижения заявленной цели — перевозить 6-10 миллионов пассажиров в год, банкам может не хватить и активов «ЮТэйра» (в 2017 году перевезла 7,3 миллиона человек). По мнению собеседника, в дополнение к тюменской компании Сбербанк и ВТБ могли бы приобрести ряд небольших региональных перевозчиков, например, дальневосточную «Аврору» (базируется на Сахалине, в Приморье и Хабаровском крае), перекупив ее у АФЛ («Аэрофлота»), или поглотить «Азимут» или «Руслайн».


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK Press / Leonid Faerberg / Transport Photo Images

«Аэрофлоту» стал не интересен Дальний Восток. Они даже с длинных плеч ушли оттуда на Москву (речь идет о грузовых перевозках на дальние расстояния. — Примеч. Daily Storm)», — объясняет собеседник. Помимо этого, АФЛ отдал часть субсидируемых государством пассажирских перевозок своей дочке — авиакомпании «Россия».


По мнению источника, «Аэрофлот» в первую очередь заинтересован в заграничных рейсах, на которых зарабатывает валюту. Часть внутренних направлений компания якобы в отместку готова отдавать другим игрокам. К слову, у «ЮТэйра» зарубежных направлений совсем немного, так что серьезную конкуренцию АФЛ проект не составит.


В свою очередь, в продаже «Руслайна» банкам собеседник сомневается. Он утверждает, что в руководстве компании есть выходцы из авиационных властей. «У них крыша в ФСБ. К тому же парк самолетов довольно старый», — утверждает источник. В 2012 году журналисты писали о возможной продаже перевозчика за 30 миллионов долларов.


Справка


«ЮТэйр» — четвертая по величине авиакомпания в России. В 2017 году она перевезла 7,3 миллиона пассажиров. Больше только у «Аэрофлота» (50,1 миллиона пассажиров), S7 Group (в 2017 году перевезла 14,3 миллиона человек) и у «Уральских авиалиний» (8 миллионов).