Полтора века назад, 26 февраля 1869 года, родилась супруга Владимира Ленина — Надежда Крупская. В советские времена ее заслуги в области педагогики и развития образования не оспаривались, а гений ее личности признавался всем партийным и государственным руководством страны. Однако после развала СССР современное российское общество стало забывать о Крупской и с трудом сегодня вспомнит, какой отпечаток в истории России она оставила, кроме того, что была женой революционера Ленина.
Чтобы пролить свет на загадочную и многими забытую личность Крупской, политический обозреватель Daily Storm Никита Попов пообщался с историком и педагогом, членом общества «Знание» России Ярославом Листовым, который специализируется на изучении биографии Надежды Константиновны.
— Ярослав, почему в первую очередь молодежи сегодня должна быть интересна личность Надежды Крупской? Ну была она женой Ленина, ну исполнилось со дня ее рождения 150 лет… Дальше-то что?
— По отношению к любому историческому персонажу не должно быть системы «интересно — неинтересно», должно быть понимание: а какой именно след оставил в истории этот персонаж? Иначе мы окончательно уйдем в американщину, когда у нас в истории останутся Мэрилин Монро и какой-нибудь очередной певец…
— Вот да, что она сделала такого, о чем следует помнить?
— В любой исторической личности для нас интересно два момента. Первый — что действительно сделала эта личность такого замечательного относительно своих предшественников, и что из того, что она сделала, актуально для нас сегодня. Второй момент — это воспитательная функция. А что мы можем взять от этой личности? К чему стремиться, какой ее опыт использовать?
Вот здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом, потому что так называемый интерес, который нам навязывается сегодня, основан исключительно на формате, обращенном к низменным инстинктам. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Они как раз воспитывают высокие идеалы в человеке.
Почему 150 лет со дня рождения Надежды Крупской для нас важны? Во-первых, она является основателем всей советской педагогики, советской школы, библиотечного дела, вузовской работы. По сути дела, те изменения, которые сегодня идут в современной школе и встречают сопротивление со стороны родителей и педагогов, несут в себе отказ от идей Крупской.
В основу педагогики она положила воспитательные функции. Причем не просто некоего абстрактного подрастающего поколения, а воспитания гражданина и общества в целом.
— Имеется в виду только школьная педагогика?
— В том-то и дело! Крупская не зацикливалась и не делила педагогику на школьную или постшкольную. Это поразительная ситуация — она охватила внешкольную, дошкольную, школьную, послешкольную и вузовскую сферы. Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях.
— Воспитания в коммунистическом духе, естественно?
— Да, безусловно, она ставила вопрос коммунистического воспитания. Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею. Не нравится коммунистическая идея? Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее. Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого.
Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать. Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящен волонтерству.
По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна.
— То есть, отказываясь от самого слова «коммунизм», российские власти по крайней мере декларируют ту политику, которую проводили советские лидеры?
— В этом и трагедия, что декларируют-то декларируют, но в реальности — постепенно отказываются. Возьмите систему образования. Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская.
Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными…
— В чем вообще состояли ее идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает.
— Во-первых, системный подход к педагогике. Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения.
Четвертое. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания.
Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку. Вот вам яркий пример.
Пятое. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила. Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным.
Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает еще один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными. Форма не должна преобладать над содержанием. К сожалению, в нашей нынешней системе форма имеет гораздо больше значения, нежели содержание. Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания. Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными.
— Каковы результаты педагогической работы Крупской?
— Если говорить упрощенно, то победа в Великой Отечественной войне — это во многом заслуга идей и методов, которые внедряла Надежда Константиновна в советское образование. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне.
— То есть Крупская непосредственно приложила руку к победе в Великой Отечественной войне?
— В том числе это и ее заслуга, если мы говорим об этом в более широком формате. Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев…
— Что это за вузы?
— Московский государственный областной университет (МГОУ), который долгое время носил ее имя. Московский библиотечный институт, который сегодня называется Московским государственным институтом культуры (МГИК). Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК) и многие другие, существующие сегодня.
Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки. Создание большого количества районных и региональных библиотек по всей стране — ее непосредственная заслуга. Крупская отдельно занималась вопросами библиотечного дела, его структурированием, которое, по сути дела, существует до сих пор. Сюда же относятся и музеи — начиная от лермонтовского и заканчивая музеями Белинского и Чернышевского. Все это ее работа.
— Работоспособная была женщина…
— Громадный объем работы! С 1929-го по 1939 год она была заместителем народного комиссара просвещения РСФСР. Вы только вдумайтесь: она отредактировала 800 учебников лично, с ручкой в руках, по самым разным вопросам — от истории, педагогики до биологии и физики. Это человек, который отредактировал 700 школьных программ.
Все свои статьи она писала сама. В этот период вышло огромное их количество. Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов. И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации?
— То есть когда мы сегодня говорим о Крупской, мы говорим о ней как о личности, которая оставила глубокий опечаток в истории страны?
— Совершенно верно. К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина. Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет! И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны. Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи.
Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников (РДШ) и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации. Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять. Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать?
Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну?
— А что не так с движением скаутов, которое развивается в США?
— Надежда Константиновна считала, что пионерское движение должно быть скаутским по форме и коммунистическим по содержанию. Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов. На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала.
— Но ведь к 90-м годам коллективизм куда-то исчез, а многие люди стали друг другу врагами. Или я не прав?
— Это абсолютная неправда! Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату?
В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность.
— Что именно здесь имеется в виду?
— Отношение к людям как к наемным работникам, когда вопрос бухгалтерского учета важнее, чем человеческие жизни, семьи и так далее. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе.
— Сегодня идеи Крупской востребованы?
— Конечно, именно в силу того, что в 90-е годы от них отказались. Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире.
Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность.
Проблемы современных детских домов и интернатов в том, что люди выходят оттуда неготовыми к жизни. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее. Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн? Но все же все они себя нашли в жизни. Говорить о повышенной смертности и самоубийствах среди выпускников детдомов не приходилось.
Но была и другая проблема, с которой боролась Крупская. Царская школа была рассчитана на примат денег. Как она сама вспоминала из своей личной жизни, на девочек, которые приезжали на личных лошадях, обращали гораздо больше внимания, чем на тех, кто был плохо одет. Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию…
— Стандартная сословно-феодальная система.
— Так она у нас возрождается! Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью. Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников.
У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах. Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы.
— Говорят, что у Надежды Крупской был конфликт с известным на всю страну детским писателем Корнеем Чуковским. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям…
— В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. «Ах, какая плохая Крупская! Как же она могла недолюбливать Чуковского?!» Весь этот скандал был выстроен из одной-единственной статьи Крупской «О «Крокодиле» Чуковского». Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате.
Те сказки, которые Чуковский писал в период революции, то есть до критики, и те, которые были написаны после войны, — небо и земля. Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки.
В качестве еще одного примера. Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино. Была изменена ее сущность. Наш Буратино уже не является мальчиком-лгуном. Он формируется, он совершает ошибки, а коллектив помогает ему стать лучше. И вот он уже большой защитник коллектива кукол, а не, как сказали бы в 30-е годы, «буржуазный выгодоприобретатель», который нашел себе красивую девчонку и кучу денег. Именно по просьбе Крупской Алексей Толстой переписал эту сказку на новый лад. То же самое произошло и с «Крокодилом» Чуковского. Зайдите в интернет и найдите самое первое издание этой сказки, до критики Крупской. Ознакомьтесь с ней и скажите сами себе: готовы ли вы читать ее в таком виде своим детям?
— То есть я правильно понимаю, что Надежда Константиновна была сторонницей жесткой государственной цензуры?
— Она не была сторонницей цензуры… Вот сейчас, например, существует закон о защите детей от вредной информации. Крупская выстроила другую систему. Она создавала для детей специальную литературу, специальную информационную среду. Именно она выступила с идеей создания детской литературы. Где, в какой стране мира к тому времени возникло специализированное детское издание, которое не создавало комиксы или сказочки, а развивало детей и заключало контракты с теми издателями, которые пишут развивающую литературу? Одним из таких писателей был Виталий Бианки, на чьих рассказах о природе воспитано целое поколение. Сейчас же, когда читаешь современную литературу, невольно думаешь, что эти люди сами никогда на природе не были.
Надежда Крупская выступала именно за то, чтобы информация для детей очень сильно фильтровалась. Информация должна не засорять мозг ребенку и не развивать в нем низменные инстинкты в виде бешеной сексуализации. Вы посмотрите, сколько у нас сегодня случаев раннего секса! Бешено растет количество ранних абортов, после чего ставшая уже взрослой женщина испытывает проблемы с рождением детей.
У нас появилась детская косметика, детская мода, детское шампанское, детские сигареты — попытка заработать на ребенке еще до того, как он перестал быть ребенком. По сути дела, его лишают детства. Крупская же выступала за то, чтобы к нему относиться как к личности, но не лишать при этом детства, вложив в него в период формирования максимально те знания и умения, которые ему пригодятся в жизни. Не с точки зрения желания выглядеть красиво и обольстить партнера, а с точки зрения формирования грамотного, умного и знающего человека.
Именно поэтому, конечно, она выступала резко против многих моментов в воспитании. Думаю, что при ней режиссер Серебренников не смог бы поставить свои спектакли, а в Большом театре точно не шел бы «Нуреев», воспевающий любовь между мужчинами. Считать это цензурой? Или считать это работой в рамках формирования психики детей? Это каждый для себя пусть уже решает сам.