St
«День народного разъединения». История одного искусственного праздника
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Празднику уже 12 лет, однако объединить страну и ее жителей, судя по всему, он так и не смог

«День народного разъединения». История одного искусственного праздника

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Празднику уже 12 лет, однако объединить страну и ее жителей, судя по всему, он так и не смог

Фото: © Агентство Москва/Ермаков Дмитрий
Фото: © Агентство Москва/Ермаков Дмитрий

Идея праздника на первый взгляд несла в себе благой посыл. Российский народ был разъединен распадом Советского Союза и «лихими 90-ми», его срочно нужно было объединять. Но только на базе чего?


Советские достижения для либералов и демократов во власти неприемлемы по определению. Фундаментом для объединения они стать не могли. Приход в Кремль силовика и государственника Владимира Путина не сильно сменил вектор по отношению к коммунистическому прошлому. Особенно к дате 7 ноября – дню, когда началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Как бы к ней ни относились, более 70 лет для сотен миллионов людей революция была символом масштабных преобразований не только в нашей стране, но и во всем мире. И именно от этого символа решено было избавиться.


В сентябре 2004 года с идей установить новый праздник 4 ноября выступил Межрелигиозный совет России. В заявлении организации говорилось, что в 1612 году «неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения» позволил сплотиться всем гражданам нашей страны, «независимо от происхождения, веры и положения в обществе». Единство народа сыграло особую роль в судьбе России: народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским изгнало поляков из Московского кремля.


Идею поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий II и лидеры «Единой России». Против выступила Компартия Российской Федерации. В декабре того же года президент Владимир Путин принял решение сделать День народного единства государственным праздником.


«Это была попытка заменить праздник разделения на белых и красных (7 ноября) на праздник примирения (4 ноября). Без связи с Днем революции появление Дня народного единства сложно понять», — подтверждает «Шторму» директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.


Впервые новый праздник страна отметила в 2005 году. И уже тогда его перехватили националисты.


undefined
Фото: © Агентство Москва

«Единство» русских


Первый «Русский марш» провели 12 лет назад. Власти его не санкционировали, потому сотни пришедших на мероприятие тут же попали в отделения милиции. Интересно, что тогда в совет «марша» входили такие известные уже экс-депутаты Госдумы, как Дмитрий Рогозин, Виктор Алкснис, Николай Курьянович и Андрей Савельев.


Впоследствии с переменным успехом националистам удавалось согласовывать свои мероприятия в День народного единства. Они видели его как всенародное торжество, заявляли о национальном единстве России. Основными требованиями были «содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан», «защита зарубежных соотечественников», «борьба с нелегальной иммиграцией».


Властями, а по слухам самим Владиславом Сурковым (заместитель руководителя администрации президента РФ в 1999-2008 годах. – Примеч. «Шторма»), праздник был создан для того, чтобы выбить повестку дня у коммунистов. 7 ноября для левых был днем ежегодного осмотра своих сил, рассказывает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.


«Однако Кремль не смог внятно продумать концепцию 4 ноября, и праздник приватизировали националисты. Поскольку националисты в России сейчас в тупике и упадке, не являются больше серьезной политической силой, праздник остался бесхозным. Большинство жителей воспринимают его как лишний выходной. Концептуального наполнения он так и не получил», — говорит политолог.


Националистическое движение в России раскололи события 2014 года – переворот на Украине и присоединение Крыма. Кто-то выступил за, кто-то против. В этом году националисты проводят два «Русских марша» в День народного единства. Один из них – на Октябрьском поле, его организует участник первого марша Андрей Савельев, который возглавляет партию «Великая Россия». Второе мероприятие – традиционный «Русский марш» в Люблине, организатором выступила «Новая оппозиция». 


На шествии будут представлены десятки организаций. В их числе: «Новая оппозиция», «Новая правая альтернатива», Комитет «Нация и Свобода», «Черный блок» и Партия националистов. С властями Москвы согласовано участие до 10 тысяч человек.


«Мы должны быть едины. Топоры войны надо закопать хотя бы на один день, чтобы наша борьба привела к объединению. Мы должны держать себя в руках, не переходя на драки и оскорбления. Если мы покажем, что не можем договариваться, то кто за нами последует?» — делится мыслями пресс-секретарь «НО» Роман Ковалев.


Политик рассказывает, что не против участия в марше людей любых взглядов и национальностей. По мнению Романова, «любой народ, представленный в России, имеет право участвовать в «Русском марше», и мы их к этому призываем. Если захотят прийти представители других идеологических течений – пусть приходят».


Однако представители других идеологических течений на призыв принять участие в традиционном националистическом шествии не откликаются. Более того – у многих участников общественно-политических процессов в стране нет понимания праздника, который все они называют «искусственным».


undefined
Фото: © Агентство Москва

Красный день календаря


КПРФ была единственной фракций в Государственной думе, которая в 2004 году проголосовала против принятия законопроекта об установлении Дня народного единства как госпраздника.


Кандидат исторических наук, секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков рассказал «Шторму», что коммунисты рассматривали в одной связке отмену государственного праздника 7 ноября и введение новой даты в календаре россиян.


«Это попытка затушевать значение Великой Октябрьской социалистической революции. Как историк могу сказать, что обоснования под датой 4 ноября достаточно слабые. Ничего кроме известного религиозного праздника (День Казанской иконы Божией Матери. — Примеч. «Шторма») здесь на ум не приходит. Попытка связать День народного единства с освобождением Москвы от поляков в ходе русской Смуты – они выводят нас на дату 6-7 ноября, но никак не 4-е», — говорит коммунист.


Принимать участие в общегосударственных мероприятиях в День народного единства КПРФ не собирается. В эти дни Компартия отмечает столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Праздничные мероприятия начались в Санкт-Петербурге 2 ноября с открытия 19-й международной встречи коммунистических и рабочих партий в Таврическом дворце. На встречу приехали сотни делегатов из более чем 130 партий и левых движений.


«Попытку заместить праздник 7 ноября Днем народного единства нельзя считать успешной, — считает Михаил Костриков. — Даже официозные соцопросы показывают, что люди помнят о революции и отнюдь не все считают это событие отрицательным».


Октябрьская революция оказалась путевкой в жизнь для тех, кто в условии сословного общества Российской империи никогда не смог бы подняться выше той планки, которая была предначертана ему классовыми ограничениями. Коммунисты считают, что ключевая проблема современности – глубокий социальный раскол. В свое время именно эта проблема и погубила Российскую империю.


«Народное единство до некоторой степени сегодня звучит, как издевка. Многих людей возмущает вопиющая несправедливость. Де-факто у нас восстановлен сословный строй. Законодательство работает по-разному в зависимости от имущественного достатка человека», — отмечает секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков и призывает власти пересмотреть социально-экономические отношения, которые сложились в обществе.


undefined
Фото: © Агентство Москва

Вместе с властью


Либерал-демократы ко Дню народного единства относятся иначе. Заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов рассказал «Шторму», что хоть отдельных акций 4 ноября они проводить и не будут, однако примут участие в общих мероприятиях, организованных Общественной палатой в Москве. В частности – запланирован митинг-концерт «Россия объединяет!» на стадионе Лужники.


«Народ объединился под гнетом внешнего давления и отбил нападки, продемонстрировав, что социальные, национальные, религиозные принадлежности – не главное, есть другие объединяющие вещи. Прежде всего – вопросы безопасности страны, любви к своей родине, к ее истории, традициям и культуре», — сообщил Нилов и добавил, что несмотря на подвиги предков, «в повседневной жизни единство отсутствует».


«Разрыв между богатыми и бедными, элитами и гражданами, правоохранительной системой и теми, чьи права система должна защищать. Да, несправедливости много. Идеализировать, конечно, не надо», — считает политик.


Квазипраздник


В третьей парламентской партии – «Справедливой России» – ко Дню народного единства отношение неоднозначное. Да, справороссы будут принимать участие в общегосударственных мероприятиях, но в добровольном порядке.

 

«У меня позиция отличается от общепартийной. Я не считаю этот праздник праздником, он довольно искусственный. Таких событий, как освобождение от поляков, довольно много было — почему мы должны праздновать то, что было 300 лет назад?! И 4 ноября, и 12 июня (День России, до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. – Примеч. «Шторма») – они больше разделяют нацию, чем объединяют», — рассказал «Шторму» член президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия», депутат Госдумы Михаил Емельянов.


Политик считает, что «крымский консенсус» ненадолго смог напомнить народу России о единстве, и конъюнктурный праздник 4 ноября на время обрел новый смысл. Однако систематической работы по культивированию общих ценностей в России не ведется.


«Мы, как партия социалистической ориентации, будем отмечать 7 ноября. В Петербурге большое мероприятие с участием Сергея Миронова. Акцент будет сделан на столетии революции», — отметил депутат Емельянов и призвал отказаться от таких «квазипраздников», как День народного единства.


По его мнению, лучше добавить дополнительный выходной к Дню Победы — 9 Мая, который действительно объединяет наш народ.


undefined
Фото: © Агентство Москва

Объединение с «собачками Сечина»

 

Помимо парламентских партий в адекватности праздника, призванного объединить жителей России, сомневаются и представители двух крупнейших конфессий нашей страны – православия и ислама.

 

Протодиакон Андрей Кураев солидарен с левыми депутатами в том, что День народного единства создан искусственно. По мнению религиозного деятеля, праздник, который претендует на то, чтобы стать главным в нашем многонациональном государстве, стал «безнадежно провинциальным».

 

«Когда днем национальной гордости является день изгнания поляков из Москвы – это означает, что мы до сих пор играем в третьей лиге европейской политики. Бодаться с Польшей – очень странно. В истории нашего Отечества были гораздо более серьезные победы… Понятно, что 4 ноября – это День Казанской иконы Божией Матери, православный церковный праздник. А когда говорят, что это праздник всех этносов, еще и мусульманства в том числе – это выглядит несколько странно», — рассуждает Кураев.


Вслед за коммунистами протодиакон подтверждает, что с праздничной датой действительно имеется прямая историческая подтасовка. По забавному стечению обстоятельств, Московский кремль поляки оставили только 7 ноября 1612 года. Но властям России не хотелось сохранять эту дату в памяти народа, пусть даже и переименованную. Так и появилась дата 4 ноября. Не появилось только главное – народного единства.


«Объединяться с собачками Сечина не вызывает перспективы большого воодушевления. Но беда в том, что пропаганда о единении рассчитана не на олигархов, а на бедных людей. По видимости – призыв общенациональный, миротворческий, а по сути – это классовая пропасть. Тот, кто забрался на вершину горы, всегда призывает к стабильности, что означает – оставьте меня на этой вершине», — заключает Кураев.


С мнением православного деятеля отчасти соглашается и представитель ислама. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов затруднился ответить на вопрос: «Что может послужить сегодня объединением для россиян?»

 

«Раньше единство было на основе благоденствия, были хорошие экономические показатели. А сейчас… В Татарстане очень бурно и болезненно обсуждаются вопросы татарского языка. Есть и другие больные точки. Надо определиться – а кто есть народ? Был советский народ, а сейчас – российский. А что это такое, о каком народе идет речь – мы так и не поняли», — недоумевает имам.


4 ноября — все-таки церковно-христианский праздник, который к освобождению Кремля от поляков и тем более к народному единству не имеет никакого отношения, считает Дамир Мухетдинов.


«Политтехнологи пытаются конструировать российскую гражданственность. Но когда это происходит не по воле народа – люди не понимают, зачем все это и что мы отмечаем… У мусульман, слава Богу, Пророк обозначил два праздника – Курбан-байрам, Ураза-байрам. Ну и пятница. Поэтому у нас праздник каждую неделю, слава тебе Господи».


Народные думы

 

Людей объединяет прежде всего язык, культура, история, общая территория. Такие выводы можно сделать исходя из опросов фокус-групп и интервью, проводимых «Левада-центром». Об этом рассказал «Шторму» специалист в области политических наук, социолог Степан Гончаров.


«Когда нашим гражданам задаешь вопрос «Что вас объединяет?» — они уходят от прямых ответов и разбрасываются банальностями. Да, люди себя чувствуют гражданами единого государства. Но если мы начинаем говорить о проблемах, которые людей волнуют, то выясняется, что они не чувствуют солидарности с другими социальными группами, существующими в России», — говорит Гончаров.


В конце июня глава Счетной палаты Татьяна Голикова представила данные за первый квартал 2017 года. Оказалось, что бедных в России — 22 миллиона человек, на два миллиона больше, чем в прошлом году. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что таковых на самом деле еще больше, ибо статистика говорит только о цифрах, а самоощущение людей гораздо хуже.


При этом россиян, чье состояние превысило миллион долларов, по итогам 2016-го оказалось больше на 20%. Их число составило 182 тысячи человек. Такие данные привели эксперты финансовой компании Capgemini в докладе World Wealth Report.


«Есть страх нестабильности. Люди думают: «А что если наше государство ослабеет? Богатые опять начнут грабить бедных, национальные республики покинут Россию, — продолжает социолог «Левада-центра» Степан Гончаров. — Нет уверенности в завтрашнем дне. Нет ощущения того, что все мы живем вместе по своей воле и нам нужно быть вместе. Есть страх, что страна может развалиться. Все это говорит о том, что у людей нет чувства единения».


Что делать?

 

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что как символ объединения День народного единства все-таки должен быть. Для современной России этот праздник является вынужденным, таким образом страна определяет свою государственность.


«Символическое значение 4 ноября будет понятно (если будет) только со временем, когда люди к нему привыкнут, когда он станет символом определенного отношения к жизни. А вот сумеет ли стать – это зависит уже не от власти, а от восприятия людей», — рассуждает политолог.


По мнению Журавлева, люди должны помнить не только о том, что их разъединяет, но и о том, что их объединяет.


«Есть бедные и богатые, и Путин, и социальные проблемы, противоречия – все это, мягко говоря, не рассосалось. Но что-то общее у людей все равно должно быть».


«Хорошо было бы, если бы объединяющим новым праздником был День социальной солидарности, — добавляет Директор Центра политологических исследований Финуниверситета при правительстве РФ Павел Салин. — Но в современной России это невозможно – и по субъективным причинам это власти не нужно. И по объективным – слишком велика разница между слоями населения. Власти надо в этом направлении работать».


У российского общества должны быть механизмы контроля над политическими элитами. Все-таки главная проблема современности – разрыв между разными социальными группами населения. Никакие искусственные праздники вроде Дня народного единства никогда не смогут объединить в экстазе бедных и богатых. Только лишь преодолев эту социально-экономическую пропасть, страна сможет рассчитывать на единое будущее без потрясений.