Соцсеть Clubhouse, где пользователи общаются только при помощи голосовых сообщений, начала стремительно набирать популярность в России. И если первопроходцами стали SMM-менеджеры, пиарщики и журналисты, то затем приложение привлекло внимание общественных активистов и политиков. Многие из них готовы не просто слушать эфиры, но и использовать Clubhouse для агитации за свои партии и движения и пиара кандидатов. При профессиональном подходе Clubhouse может стать сетевой «площадью» или «гайд-парком», где каждый сможет высказаться вслух.
Каждый день в Clubhouse проходят сотни бесед — от обсуждения музыки до научных полемик. Рекорд по количеству участников в онлайн-комнате поставил бизнесмен Олег Тиньков — он собрал пять тысяч человек. Превысить это число пока невозможно из-за правил соцсети — приложение не дает подключиться к одной беседе большему числу пользователей.
После успеха Тинькова в Clubhousе потянулись предприниматели и политики. Первым интересны темы инвестиций и организации бизнеса, обмен контактами и знакомства с профессионалами сферы. Вторые готовы не только общаться, но и проводить презентации новых законопроектов, участвовать в дебатах и говорить с избирателями.
Глава партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов рассказал Daily Storm, что они планируют проводить на площадке встречи жителей различных регионов с депутатами и кандидатами. Он считает, что YouTube убил телевидение, а Clubhouse, скорее всего, убьет радиопередачи. «Мы планируем организовывать на площадке встречи с депутатами. О своих программах нудеть не станем, но будем приглашать кандидата и его избирателей. Это логично», — подчеркнул Хвостов.
В возможностях Clubhouse всем еще предстоит разобраться, продолжил он. «Интересная история про обсуждение острых проблем, когда на это нет физических возможностей. Например, если собраться в ростовской деревне рядом со свалкой, к вам тут же приедет полиция и сильно поколотит. И вот как раз Clubhouse спасет людей от дубинок, — пояснил свою мысль лидер партии. — С людьми будет тем более интересно, это будет своеобразная социологическая история».
В «Яблоке» также считают, что новая соцсеть дает новые возможности. Председатель партии Николай Рыбаков заметил, что во время объявленного из-за пандемии режима самоизоляции множество людей научилось общаться онлайн и теперь их можно привлекать к политическим дискуссиям.
«Конечно, мы будем приглашать людей в совсем ближайшее время. Это Гайд-парк. Я, вот сейчас получил приглашение, зарегистрировался, – сказал он Daily Storm. Однако, по мнению Рыбакова, каждый политик должен нести ответственность за свою деятельность в перспективе, не заниматься популизмом, и не использовать людей по принципу «послушал пять минут и проголосовал». Такой подход таит в себе опасность, так как последствия популистских призывов непредсказуемы, считает лидер «Яблока».
«Можно собирать митинги. Проблема лишь в том, можно ли конвертировать это потом в реальные политические действия. Можно собрать миллион подписчиков в Facebook или миллион участников встречи Clubhouse, но если потом не получится превратить приход этих людей реально на выборы для голосования, для реальной смены власти, то все это бесперспективно. И даже более того — это будет видом подмены реальной политической активности на самовыражение. Это опасная возможность развития событий», — добавил Рыбаков.
Впрочем, в оппозиции есть и противники «онлайн-митингов». Например, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов не согласен с тем, что Clubhouse способен заменить уличные протесты. «Онлайн-митинг и реальный митинг — это все равно что искусственная женщина и настоящая женщина. На самом деле это все суррогаты, реальная сила только на улице, с этим приходится считаться», — заявил он Daily Storm.
По его мнению, онлайн-митинги, которые пытались проводить во время карантина, в том числе приравнивать их к выходу на улицу, — это профанация. То же самое он думает и об идее таких сборищ в новомодном приложении. «Это все виртуальная реальность», — сказал он, но все же заметил, что «если будет еще одна площадка — это хорошо».
Актуальность и перспективность новой соцсети в политической сфере признали и в «Единой России». Депутат Госдумы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в комментарии Daily Storm первым в партии высказался за такой формат работы.
«Когда у меня будет интересный законопроект, я буду готов представить его на этой площадке, обсудить его, подключить экспертов», — поделился Горелкин. По его словам, для связи с избирателями сегодня политик обязан задействовать современные коммуникативные площадки. «Clubhousе может стать площадкой, где политик сможет общаться с экспертами, с людьми», — сказал парламентарий.
В Clubhouse постоянно заходит молодежь, интересующаяся общественной жизнью. Вообще, юноши и девушки — движущая сила всех крупных комнат в соцсети. Молодые политологи не упускают шанс пропиарить себя среди представителей партий и старших коллег. Беседы идут по три-четыре часа, в них участвуют журналисты, политики, политологи и люди соответствующих теме профессий.
Глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин уверен, что молодежи интересно все новое, поэтому в политике выгодно использовать самые передовые технологии для привлечения внимания избирателей. «Мы будем обязательно смотреть, что это за платформа Clubhouse, и если она позволит высокотехнологично организовать общение партийных структур, активистов, мы, безусловно, будем использовать», — пообещал Сурайкин.
Несмотря на интерес публики, Clubhousе еще не становится по-настоящему «всенародной» соцсетью, и этому мешают ряд обстоятельств. Приложение пока доступно только пользователям iOS. Зарегистрироваться можно двумя способами. Первый — скачать приложение, зарезервировать имя и ждать неопределенный период времени. Второй — получить инвайт (приглашение) от кого-то из пользователей. Но даже если вы уже попали в «закрытый клуб», то может случиться неожиданное — вас забанят из-за чьей-то жалобы.
Так произошло с российским телеведущим Владимиром Соловьевым. Он еще не успел провести эфир, а пользователи приложения уже буквально закидали его жалобами — и аккаунт заблокировали. Вернули Соловьева онлайн уже на следующий день, но снова ненадолго, история вновь повторилась.
Корреспондент Daily Storm пытался связаться с журналистом, но, к сожалению, Владимир Соловьев не ответил. Однако тему блокировки обсуждали вчера в одной из комнат политтехнологов. Молодые специалисты отметили, что это не сеть забанила Соловьева, а сами люди, а значит, в этом приложении есть думающий (и протестующий) класс. Влиять на мнение этих людей будет не так-то просто. Ведь и они в Clubhousе могут повлиять на тех, кто ведет эфир.
Для политических партий Clubhousе — это возможный механизм продвижения кандидатов, обсуждения повестки и проведения публичных мероприятий, по сути, на любые темы и под любыми лозунгами. В приложении уже есть свои комнаты у партии «За правду», не так давно на площадке зарегистрировались члены КПРФ, а пул молодых и активных представителей «Новых людей» каждый день пополняется десятками пользователей. Представитель ЛДПР Антон Ищенко в беседе с Daily Storm поддержал идею о том, что соцсеть и состав ее участников интересны с точки зрения политики. «Любая площадка, которая позволяет общаться, интересна. Необходимо понять, как ее применить», — сказал Ищенко.
Вероятно, в недалеком будущем мы услышим настоящие дебаты и словесные бои. Для их организации теперь не нужны студия, камеры и стрим на YouTube.
Соцсеть Clubhouse появилась в марте 2020 года. Ее создатели — бывшие сотрудники Google Пол Дэвидсон и Рохан Сет. Год назад компании переводили сотрудников на удаленку, где те осваивались в Zoom и Team. Clubhouse мог стать одним из решений для мира на удаленке, но, в отличие от упомянутых видеомессенджеров, он вышел в закрытой версии. Почти год за пределами Кремниевой долины о нем мало кто знал. В мае 2020 года в соцсети было 1,5 тысячи пользователей, а ее стоимость составляла 100 миллионов долларов.