Либералы из «Открытой России»* и либертарианцы из «Гражданского общества» одновременно и, по их словам, независимо друг от друга запустили проекты по сбору информации о бизнесменах, которые поддерживают курс власти и лично Владимира Путина. Их компании внесут в черные списки и рекомендуют всем не пользоваться их товарами и услугами. При этом «ГрОб» создаст карту еще и «белого» бизнеса — с «правильной» гражданской позицией. В «Открытке» опасаются кого-то рекламировать, полагая, что такой пиар может вызвать давление со стороны силовиков или контролирующих органов. В свою очередь, потенциальные фигуранты черных списков не боятся последствий и считают инициативу оппозиционеров «хорошей рекламой для адекватных людей».
Первыми о своих планах объявили в «Открытой России». Директор организации Андрей Пивоваров рассказал Daily Storm, что идея проекта «Пособники» появилась довольно давно. Дескать, многие бизнесмены в погоне за хайпом и расположением властей либо показательно присягали на верность президенту и отказывали оппозиционерам в каких-то услугах, либо даже подавали на них в суды.
Пивоваров имеет в виду, например, компанию «Сима-Ленд» из Екатеринбурга. Сообщалось, что в этот интернет-магазин не берут на работу атеистов, а также сотрудникам приходится смотреть за работой эфиры Владимира Соловьева, передачи Никиты Михалкова и участвовать во флешмобах в поддержку Владимира Путина. Компания переводчиков Exlibris Олега и Геннадия Егоровых подала иски против Навального и YouTube после январских протестов. А хозяин «Теремка» Михаил Гончаров не скрывает, что жаждет крепкой руки и хочет, чтобы действующий президент правил вечно.
«Люди решили проявить себя, хайпануть, получить какие-то новые госзаказы или какие-то другие преференции за счет приверженности власти. Мне кажется, о таких вещах надо говорить. Голосовать рублем. Я, например, не хочу покупать товары там, где сотрудников заставляют участвовать во флешмобах за Путина или смотреть «Бесогон» Никиты Михалкова. Решили собрать такую базу, это будет информационный портал», — заявил Пивоваров.
Он также привел в пример типографии и копировальные центры «Копирка» и Copy, которые отказывались печатать оппозиционные баннеры и плакаты перед протестными акциями.
«Я лично приходил в копицентр с каким-то безобидным плакатом про свободу политзаключенным, менеджер тут же подзывал какого-то начальника своего, и тот говорил: «Да, это не запрещено, но мы решили такое не печатать». И показывал инструкцию со списком из 16 политических организаций, плакаты в поддержку которых они не печатают. Я спрашиваю: «А что, закон есть какой-то?» «Нет, — говорят, — просто не печатаем», — рассказал политик.
Пивоваров также вспомнил про ресторан «Армения» и кафе «Мандариновая утка», которые подавали многомиллионные иски к оппозиционерам за упущенную прибыль из-за того, что протесты проходили рядом с заведениями.
При этом он не согласился с тем, что сайт «Пособники» чем-то похож на украинский «Миротворец», но назвал его способом «морального давления».
«Я бы хотел своими деньгами при возможности помогать тем, кто близких со мной взглядов, — аккуратно отметил Пивоваров. — Это скорее моральное давление. Чтобы люди, которые сотрудничают с властью, понимали, что кто-то потом к ним просто не придет покупать. Например, люди, зная бэкграунд Олега Сироты или Германа Стерлигова, будут игнорировать их продукцию».
В то же время оппозиционеры понимают, что у россиян не получится отказаться от услуг монополистов или крупных госкомпаний. Поэтому они все-таки не собираются
призывать не платить за электроэнергию, газ или не ездить на поездах.
Не окажется в черном списке и клуб «Ровесник», который месяц назад попал под шквал критики либералов после приглашения Луизы Розовой отыграть диджей-сет. Издание «Проект» ранее назвало девушку предполагаемой дочерью президента. По словам Пивоварова, если в клуб не пустят сторонников оппозиции, то вопросы к его владельцам неминуемо возникнут, а выступать там может кто угодно.
Пока интернет-сайт со списком «пособников» власти не запущен. Как оказалось, с ходу собрать множество наименований провластного бизнеса не вышло. Но теперь либералам помогают сторонники — люди присылают названия компаний.
Создавать белый список и вносить в него бизнес, который поддерживает оппозицию, в «Открытой России» не хотят. «Это просто опасно для людей сейчас. Боюсь, что подобный пиар может быть опасен, но его нужно делать только если предприниматели сами согласны с этим», — сказал Пивоваров.
А вот либертарианцы со своим белым списком собираются рекламировать «социально ответственный» бизнес. «(Это) первая в России платформа о бизнесах с гражданской позицией. Она расскажет вам об отважных предприятиях, которые не боятся давать отпор Кремлю», — сказано в релизе сервиса «Гражданского общества».
В организации уверены, что «только развитие института репутации», который, по их мнению, сейчас в стране практически отсутствует, «поможет наказывать тех, кто работает на Кремль».
Daily Storm связался с потенциальными кандидатами в черные списки оппозиционеров, и оказалось, что бизнесменов это не пугает. Так, в офисе «Копирки» Daily Storm заявили, что «работают в соответствии с законодательством Российской Федерации, страна свободная и люди вольны печатать в другом месте».
Известный сыровар Олег Сирота даже поддержал создание списка «пособников» Владимира Путина и с большим энтузиазмом воспринял перспективу туда попасть.
«Слушайте, для меня попадание в такой список — большая честь. Я бы им за это даже заплатил, потому что нормальных людей больше и больше будут покупать нашу продукцию. Так и напишите: если у них есть там куда заплатить, чтобы внесли побыстрее, я готов заплатить, если ценник приемлемый», — сказал бизнесмен Daily Storm.
«Нормальных людей, поддерживающих курс Путина, больше, и сыр они покупают лучше», — подчеркнул он.
«Открытая Россия» — вполне коммерческая структура, вот пусть мне присылают куда деньги перевести. Я переведу, пусть самым первым меня вписывают. Это только поможет продавать сыр, потому что маргиналов этих все-таки меньше», — добавил сыровар.
Православный бизнесмен Герман Стерлигов, который тоже числится одним из первых кандидатов на попадание черный список, согласился дать Daily Storm комментарий при условии, что корреспондент подарит ему машину колотых дров. Сделать это оперативно не удалось.
В России практика бойкота товаров или услуг разных компаний широко не распространена, так чаще поступают за рубежом. Например, шведская компания H&M решила защитить угнетаемых в Китае мусульман — уйгуров. Она заявила, что не будет закупать китайский хлопок, потому что его добывают в Синьцзяне подневольные уйгуры. В ответ в Китае стали бойкотировать продукцию H&M. В компании оказались не готовы к потере китайского рынка. Чтобы задобрить правительство, ретейлер скорректировал свои карты, где признал спорные территории Китая и Вьетнама китайскими, но это уже испортило отношения с Вьетнамом: H&M пригрозили, что если не последует извинений, компании не дадут работать в стране.
В России успешных примеров бойкотов нет.
* — «Открытая Россия» признана в России нежелательной организацией.