St
Госдума изучит мнение населения о своей работе в 2018 году
Социологическое исследование ВЦИОМ станет продолжением работы парламента над качеством законов

Госдума изучит мнение населения о своей работе в 2018 году

Социологическое исследование ВЦИОМ станет продолжением работы парламента над качеством законов

Фото: © duma.gov.ru
Фото: © duma.gov.ru

Государственная дума закажет у ВЦИОМ исследования общественного мнения о своей деятельности по итогам осенней сессии. Госконтракт аппарата нижней палаты стоимостью 20 миллионов рублей размещен на сайте госзакупок. В числе вопросов, на которые хотят найти ответ законодатели, — насколько население информировано о текущей деятельности парламента, каковы ожидания россиян и их отношение к политическим партиям, а также какова оценка степени резонансности законопроектов. Как пояснили «Шторму» на Охотном ряду, все это станет продолжением стратегии парламента по выстраиванию качественной законотворческой работы, о которой неоднократно заявлял Вячеслав Володин. 


«Госдума проводит социологические исследования на регулярной основе. Результаты этих исследований учитываются в работе нижней палаты по самым разным аспектам. Например, при рассмотрении ряда законодательных инициатив спикер Госдумы, выступая с трибуны, говорил, что избиратели в их принятии заинтересованы. Поэтому можно сказать, что Госдума, принимая тот или иной законопроект, учитывает мнение населения», — пояснил «Шторму» руководитель аналитического управления аппарата Госдумы Ян Ваславский.


По его словам, темы исследований очень разные: от ситуации в стране до пожеланий россиян о том, что они хотели бы улучшить в своей жизни или что они видят в работе депутатов, как они хотят с ними взаимодействовать. Ярким примером результата этих исследований стало продление до 2020 года дачной амнистии, на ситуацию с которой обратили внимание депутаты, повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. 


Согласно данным этого госконтракта, завершить исследования ВЦИОМ должен до 15 декабря. За это время социологи проведут четыре разных вида опросов, по 12 раз каждый. В том числе телефонный опрос, опрос целевых групп, проведение серий интервью с представителями экспертного сообщества и серий фокус-дискуссий с представителями целевых групп.


Также в документе отмечается, что одна из целей исследований — ранняя диагностика возможных социальных и общественно-политических конфликтов. Что это могут быть за конфликты, «Шторму» на Охотном ряду не пояснили, однако подчеркнули, что социсследования — продолжение работы Госдумы по выстраиванию качественной законодательной деятельности.


«Этому уже были посвящены неоднократные встречи депутатов с различными экспертами: по бюджету, реновации, трудовым отношениям и другим актуальным темам», — отметили на Охотном ряду, напомнив о последней инициативе Вячеслава Володина: создании при МГЮА Центра правового мониторинга по анализу правоприменительной практики законопроектов. 


Действительно, аналогичные социологические исследования по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина проводились и в 2017 году. Тогда, как сообщал первый зампред спикера Госдумы Александр Жуков, свои предложения по наиболее интересным темам опросов готовили все думские комитеты и фракции. 


«Конечно, такие исследования нужны, потому что знание истинной социологии является очень важным в работе депутатов. Нам нужно учитывать не только мнение партий, правительства, что традиционно является главным при принятии законов и бюджета, но и населения, его оценка законов и проектов», — заявил «Шторму» зампред фракции «Справедливой России» Олег Нилов.


По его мнению, единственная проблема в том, что вряд ли опросы у ВЦИОМ по резонансным законодательным инициативам будут объективными.


«Если речь, например, пойдет о повышении НДС, где позиции оппозиционных фракций расходятся с правительством, то гарантий объективности нет. Хотя я бы хотел посмотреть на то, что в итоге получилось», — рассуждает депутат. 


В КПРФ заявили, что до депутатов фракции эти данные исследований доводятся.


«То, что депутаты фракции информируются о состоянии политического ландшафта, рейтингах, это хорошо. Ведь Госдума — это не только представитель законодательства, но и серьезный политический орган, у которого должна быть своя социология. Хотя я, как представитель оппозиционной фракции КПРФ, должен сказать: мы не раз отмечали, что социологические опросы, проводимые крупными провластными фондами общественного мнения, не всегда корректны», — заявил «Шторму» зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин.


По его словам, и ВЦИОМ, и другие социологические службы, аффилированные с государством, зачастую не объективны. «Но в целом такие исследования полезны, потому что я могу сопоставить тенденции, которые исказить очень тяжело», — сказал коммунист. 


Глава Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский отмечает, что работа над качеством принимаемых законов с самого начала была приоритетом этого созыва Госдумы.


«Это подразумевает многие формы работы, не только социологию. Многие резонансные законы обсуждаются с экспертным сообществом, формируется целая система экспертных советов при комитетах и при председателе. Есть формат общественных слушаний, который также стал активно использоваться, причем они тоже могут быть разные: где-то с непосредственным участием граждан, которых законопроекты затрагивают, как было с реновацией, дольщиками или пенсионной реформой, где шла в большей степени общественная и экспертная дискуссия», — размышляет Бадовский.


Если говорить о социологических исследованиях, то они, по мнению эксперта, помогают понять законодателям не только то, что думает об уже принятых законах население, но и какие законодательные инициативы сегодня более востребованы.


«Роль социологии еще и в том, чтобы когда закон уже принят, оценить его правоприменительную практику. То, что научным языком называется оценкой фактического воздействия. То есть так ли он работает, как предполагалось, когда писались правовые нормы, достигаются ли те цели, которые закладывал законодатель при его разработке», — говорит Бадовский, подчеркивая, что у качества законотворчества есть два аспекта.


Первый — максимальная проработка на стадии принятия, второй — когда закон уже максимально работает, в режиме функции парламентского контроля, которая есть у представительных органов власти. Бадовский подчеркивает, что особенно важно продолжать отслеживать работу наиболее резонансных и социально-значимых законов. 


«Качество законотворчества, постоянная обратная связь с населением и тем самым выполнение представительской функции Госдумы, а также парламентский контроль — это три приоритета, которые были сформулированы Вячеславом Володиным в самом начале работы этого созыва Думы и поддержаны всеми парламентскими фракциями. Сейчас прошло почти два года, за которые они последовательно и, я бы сказал, настойчиво реализуются», — отмечает эксперт.