St
«Меньше кормить и больше доить». Минэнерго отказывается от госрегулирования цен на топливо
Фракция КПРФ готовит законопроект, позволяющий в ручном режиме управлять стоимостью услуг на топливном рынке

«Меньше кормить и больше доить». Минэнерго отказывается от госрегулирования цен на топливо

Фракция КПРФ готовит законопроект, позволяющий в ручном режиме управлять стоимостью услуг на топливном рынке

Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей
Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей

Сразу после окончания чемпионата мира по футболу, который впервые прошел в России и стал одним из самых запоминающихся мундиалей за всю историю его проведения, коммунисты решили напомнить гражданам и властям о насущных проблемах. Одной из таких, по мнению не только КПРФ, но и большинства россиян, является безудержный рост цен на топливо, что, в свою очередь, приводит к подорожанию товаров и услуг.


Депутат Госдумы фракции КПРФ и глава московских коммунистов Валерий Рашкин готовит законопроект по государственному регулированию цен на горюче-смазочные материалы. Круглый стол, который он организовал в Госдуме на данную тематику, стал первым шагом по выработке законодательных инициатив.


«Есть непонимание, что такое государственное регулирование цен в рыночной экономике, — объясняет депутат Рашкин «Шторму» свою инициативу. — Существуют механизмы регулирования, которыми пользуются во всем мире, и на правительство Российской Федерации должны лечь эти же обязательства. Возьмите пошлины, акцизы, сделайте децентрализацию и сделайте налоговые послабления. Это и есть рыночные механизмы регулирования цен, которые можно задавать предельными ценами на горюче-смазочные материалы за определенный период. Все это привязать к социальной политике, к доходам граждан России. Вот вам рыночные механизмы регулирования цен! А не то, что пытаются на нас, на коммунистов, навесить: мол, 2,5 рубля должен стоить литр бензина — и на этом все. Это утрированное понимание нашей позиции в этом вопросе!»


В КПРФ убеждены, что резкий майский скачок цен на топливо можно было предотвратить, если бы ранее были задействованы предлагаемые ими механизмы.


По данным информационно-аналитического центра «Кортес», только за последнюю неделю мая топливо марки АИ-92 прибавило в цене 76 копеек и к 27 мая продавалось по 40,76 рубля за литр. АИ-95 подорожало на 79 копеек — до 43,6 рубля за литр. Цена на дизельное топливо — плюс 79 копеек и 43,65 рубля за литр.


По Москве наблюдался еще более масштабный скачок цен: АИ-92 — плюс 88 копеек и 42,21 рубля за литр, АИ-95 — плюс 90 копеек и 45,5 рубля за литр, дизельное топливо — плюс 85 копеек и 43,99 рубля за литр.


Сразу после неожиданного для всех, в том числе и для правительства, скачка цен Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале июня провел социологические замеры, по которым стало ясно: 84% россиян заметили подорожание бензина, а 64% отметили и вовсе значительный рост цен.


При этом 46% опрошенных главными виновниками называли нефтяные компании, а 40% возложили ответственность на правительство России.


Депутат Госдумы Рашкин предлагает уже начать работу над созданием межведомственных контрольных органов, которые займутся наведением порядка с ценообразованием и сделают все возможное для того, чтобы избежать резких скачков цен и «обдираловки населения при снижении доходов граждан Российской Федерации — и транспортников, и всех, кто в своем производстве, работе и услугах пользуется ГСМ (горюче-смазочные материалы). Так быть не должно. Нужно создать экспертные группы и привлечь их к участию в топливно-энергетических комиссиях при президенте и правительстве, которые и принимают окончательное решение по вопрос у пошлин, налогов и цен».


В Министерстве энергетике Российской Федерации в целом разделяют озабоченность подорожанием топлива. Однако предложение КПРФ по госрегулированию цен не поддерживают. Замминистра энергетики Павел Сорокин выразил мнение, что данная инициатива в случае ее реализации приведет к дефициту топлива и остановит модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).


Сорокин отмечает, что при рыночной экономике у компаний, продающих топливо, есть выбор: либо экспортировать нефтепродукты за границу, либо поставлять их на внутренний рынок. Замминистра объяснил рост цен на топливо тем, что за границу нефтяникам стало выгоднее продавать ГСМ, нежели насыщать топливом внутренний рынок.


«В последние годы внутренней рынок был премиальным по отношению к экспортной альтернативе, и это стимулировало компании. Начиная с прошлого года, премия на внутреннем рынке ушла «в ноль», то есть стимул исчез. С начала года внутренний рынок стал торговаться с дисконтом по отношению к экспорту. И в апреле-мае мы увидели скачок биржевых цен на топливо, — рассказал заместитель министра энергетики Павел Сорокин. — Правительство оперативно приняло ряд мер, в том числе снизило акцизы, что позволило снять часть давления с рынка. Нефтяные компании понимают, что у правительства есть инструмент в виде введения экспортной пошлины как экстренного механизма. Надеемся, что к этому не придется прибегать. Пока мы видим, что ситуация стабилизируется».


«Позиция правительства такая: все нормально, просто есть сбой. Непредсказуемый рынок, стечение обстоятельств. Чего еще ожидать от Сорокина?! Он отстаивает официальную версию кабмина: цены скакали, скачут и будут скакать. Все это якобы воля природы. Однако человек на то и гомо сапиенс, разумное существо, которое может прогнозировать, анализировать и не допускать резких скачков цен», парирует депутат-коммунист Валерий Рашкин.


На этой неделе эксперты Минэнерго должны подготовить свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения регулирования цен на горюче-смазочные материалы и направить их в Госдуму. По итогам переговоров между парламентариями и энергетическим ведомством будут созданы контрольно-регулирующие органы и предложены соответствующие поправки к законодательству.