Любишь кататься – придется раскошелиться. Цены на бензин неукоснительно растут уже второй месяц подряд. Автомобилисты России напрямую ощущают это на собственных карманах.
По данным информационно-аналитического центра «Кортес», только за минувшую неделю топливо марки АИ-92 прибавило в цене 76 копеек и к 27 мая продавалось по 40,76 рубля за литр. АИ-95 подорожало на 79 копеек, и теперь его можно купить по цене 43,6 рубля за литр. Цена на дизельное топливо также не отстает — плюс 79 копеек и 43,65 рубля за литр.
По Москве наблюдается еще более масштабный скачок цен: АИ-92 — плюс 88 копеек и 42,21 рубля за литр, АИ-95 — плюс 90 копеек и 45,5 рубля за литр, дизельное топливо — плюс 85 копеек и 43,99 рубля за литр.
В Госдуме обеспокоены — призывают Федеральную антимонопольную службу разобраться с причинами этого безудержного роста. Первый зампред комитета Госдумы по энергетике, член фракции «Справедливая Россия» Игорь Ананских связывает рост цен с возможным увеличением стоимости нефти на бирже.
«Либо это сезонный фактор, связанный с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, либо это, как я предполагаю, рост цен на нефть. Следовательно, им более выгодна продажа нефтепродуктов за границу, и для уравнивания прибыли поднимают цены на внутреннем рынке», — заявил депутат Ананских в комментарии «Шторму», отметив, что объективная картина, связанная со скачком цен на бензин, появится лишь после проверки ФАС. Пока же этого не произошло, остается лишь гадать и предполагать.
В Российском топливном союзе в разговоре со «Штормом» отметили, что фиксируют резкое повышение оптовых цен на бензин с конца марта. При этом на бирже объемы продаж резко сократились — с 50 тысяч тонн топлива до 12-15 тысяч тонн. Попросту говоря, внутренний рынок имеет дело с резким дефицитом нефтепродуктов. Причина кроется в том, что сырье на экспорт продавать гораздо более выгодно, потому его производство увеличилось, а производство бензина сократилось.
«Цены выросли на внешнем рынке, коммерческим компаниям стало интереснее туда продавать, — рассказывает первый вице-президент Российского топливного союза, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — Они продают там, где им выгоднее. Стало выгоднее на экспорт отправлять — они так и сделали, но при этом оголился внутренний рынок. Они свои сети обеспечивают. У нас 40% нефтяных компаний АЗС, а 60% — независимых, тех, которые покупали объемы на бирже. Нефтяные компании на бирже стали ставить меньшие объемы, а соответственно, возник дефицит».
Производители сырья воспользовались ситуацией переходного периода, связанного с назначением нового правительства, полагают в РТС. Неразбериха и отсутствие утвержденных «смотрящих» за топливно-энергетическим сектором привели к тому, что цены на опт шли стремительно вверх, в то время как розница стояла на месте.
В итоге возник критический момент, когда производители в своих интересах управляли биржевыми индикаторами, что повлияло на резкий рост оптовых цен — около 30% за месяц.
«Оптовые цены выше розничных, что беспрецедентно. Такого никогда не было! На этом фоне розничные цены, конечно, будут расти. Надо делать все возможное, чтобы всеми правдами и неправдами обеспечить насыщение внутреннего рынка, — заявил «Шторму» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Пока оптовые цены не снизятся до необходимых пределов, которые могут обеспечивать хоть какую-то доходность рознице, розница будет расти».
Меры по исправлению ситуации, которые предлагают в РТС, связаны с сокращением налоговой нагрузки и экономическими рычагами, в частности с увеличением экспортных пошлин, снижением акцизов.
Также необходимо обратно привязать рубль к нефтяным ценам. Однако, с точки зрения Министерства финансов, все это уменьшит поступление денег в бюджет. Есть другой вариант — оказать на производителей жесткое административное давление с целью обеспечить профицит предложений на внутреннем топливном рынке.
Есть еще одна проблема, а именно экспортный паритет. Простым языком — это приблизительное равенство цен на внутреннем рынке и цен на экспортные товары того же вида. Экспортный паритет является одним из главных принципов ценообразования на российском рынке нефтепродуктов. И сегодня он нарушен: относительно внутренних цен экспортный паритет резко возрос вследствие роста мировых цен на нефть и тарифно-финансовой политики правительства.
«К сожалению, акцизы у нас не падают, а увеличиваются. Кроме того, рубль не укреплялся на фоне роста мировых цен. Все это привело к тому, что экспортный паритет существенно выше внутренних цен, и на этом фоне производители делали все возможное, чтобы увеличить экспортные поставки в ущерб внутренних», — замечает президент РТС Евгений Аркуша.
Финансовый омбудсмен, ученый-экономист Павел Медведев объяснил «Шторму», что останавливать рост цен на бензин, в принципе, нежелательно. Пока некоторое время его искусственно тормозили, цены на другие товары значительно росли. В таких условиях сдерживать цену на какой-то отдельный товар невозможно и даже вредно.
«Думаю, что это реакция топливной отрасли на неполную рыночность. Массовые товары стараются продавать по комфортным для населения ценам, и, как правило, населению это выходит боком — цены сдерживают, а потом они прорываются», — говорит финансовый омбудсмен.
Павел Медведев обращает свое внимание на оборотную сторону медали роста цен на бензин, которая связана с тяжелой экономической ситуацией в стране. Он отмечает, что в цене на бензин сегодня заложены сплошные акцизы, а нефть в ней практически отсутствует. Связано это с необходимостью изыскать деньги на новые майские указы.
«Почему с течением времени бензин так надо было нагружать акцизами? Потому что правительству надо где-то деньги брать! — уверен экономист Медведев. — Обдумывается целый ряд решений, которые могли бы принести деньги для выполнения новых указов президента. Ведутся очень непопулярные разговоры о повышении пенсионного возраста и НДС. И то, и другое, и все вместе как минимум надо обсудить».
Центробанк ожидает, что темп роста ВВП в 2018-2020 годах, составит 1,5-2% ежегодно. Однако, рассказывает финансовый омбудсмен, даже 2%-й рост ВВП необходим лишь для того, чтобы залатать дыры в бюджете и поправить положение с инфраструктурой.
«При росте в полтора процента мы будем деградировать на полпроцента! Но если надо выполнять майские указы, а реально мы собираем, что называется, урожай, в широком смысле этого слова, на полпроцента меньше, чем в прошлом году, то откуда нам брать деньги?» — возмущается Павел Медведев.
Не могли не заметить резкий рост цен на бензин и в правительстве. Чтобы хоть как-то поправить положение, Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэнерго и ФАС подумать над тем, как можно снизить акцизы на бензин и дизельное топливо.
Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что решение принято и акцизы на дизтопливо снизятся на 2000 рублей за тонну, а на бензин — на 3000 рублей за тонну. Срок — не позже 1 июля 2018 года. Правда, даже эта мера не приведет к снижению цены на бензин, а лишь может остановить ее рост.
«Как один из элементов — нужно это делать, но этого недостаточно. Они уменьшают налоговую нагрузку только с 1 июля. А до этой даты надо как-то работать. Сейчас независимые АЗС работают в минус. При этом сети нефтяных компаний удерживают консолидированный баланс в отчете перед налоговой и не показывают, что розница работает в минус. У них вся компания в общем работает в плюс», — отмечает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
Так как значительная часть нефти сбывается за границу, что, как мы уже писали, очень выгодно для того, чтобы компании имели хоть какой-то резон реализовывать топливо внутри страны из-за слабости рубля, приходится разрешать им в рублях продавать дорого.
«И не надо забывать про акцизы! — добавляет финансовый омбудсмен Павел Медведев. — Они продают дорого ничтожную часть этого бензина. А значительную часть бензинной дороговизны забирает себе правительство для того, чтобы заплатить пенсии пенсионерам, зарплаты учителям, для того, чтобы, может, и не выполнить майские указы, но хотя бы чуть-чуть сохранить лицо».
Критично к ситуации с розничными ценами на бензин подходит управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Он также объясняет происходящее реакцией розницы на деятельность производителей-оптовиков.
Потапенко отмечает, что бензин является интегральным показателем, который закладывается во все цены на товары, продукты и разнообразные услуги. Чем дороже бензин — тем дороже так называемые товары народного потребления и пассажирский перевоз граждан.
Цена, которая будет устанавливаться продавцами на бензин, может быть любой, отмечает бизнесмен, поскольку нефтяной рынок монополизированный, и здесь не поможет даже Федеральная антимонопольная служба, которая старается держать процесс на контроле. Только жесткое волевое решение главы государства может положить конец всей этой вакханалии со стоимостью бензина.
«Низкая или высокая цена — значения уже не имеет. Какая справедливая цена на бензин должна быть в России? Любая. Скажу больше, у нас есть олень-землеройка, который решает проблемы свои и своих приближенных тем, что перекраивает центр Москвы. Так можно же перекроить по-другому! Убрать из продажи АИ-92 или поднять на него цены, и все. Оставить только АИ-95 и АИ-98 — представляете, сколько автомобилистов начнет откалываться? А другим просто станет невозможно ездить на обычной машине», — говорит Потапенко.
Рост цен на бензин — это еще одно звено в цепи наполнения федерального бюджета для исполнения новых майских указов президента, полагают почти все опрошенные эксперты. В условиях рыночной экономики нет какого-то предела, которого могла бы достигнуть розничная цена продажи популярного в народе топлива.
Учитывая постановку самозанятого населения на учет, анонсированное повышение пенсионного возраста, обсуждение повышения налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы с физических лиц (НДФЛ), у правительства действительно появляются все возможности для того, чтобы выполнить указания президента. Только какой ценой будут исполнены майские указы и как на это отреагирует население России? По всей видимости, об этом мы узнаем в самое ближайшее время.