St
Протест на продажу: как оппозиционеры делают бизнес на недовольных
Протестная Москва, близкая к Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального, запустила линию брендированной одежды

Протест на продажу: как оппозиционеры делают бизнес на недовольных

Протестная Москва, близкая к Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального, запустила линию брендированной одежды

«Протестная Москва» (неформальная площадка неравнодушных москвичей разных политических взглядов, как они сами себя называют) решила подзаработать на тех, кто поддерживает оппозиционные настроения. Анонимные создатели сообщества запустили линию брендированных футболок и толстовок. Простенькую одежду украшают принты с отсылками к КоАП, запрету Telegram и автозакам. Стать лицом протеста можно за 1000-1200 рублей. «Шторм» разузнал, как еще борцы с режимом монетизируют массовые недовольства. 




Бизнес на протесте


«Протест не ограничивается митингами» — посчитали создатели группы «Протестная Москва» и предложили своим сторонникам выражать несогласие с помощью, как ни странно, брендированной одежды. Борцы с «кровавым режимом» теперь могут облачиться в фирменные футболки и толстовки производства «Протестной Москвы». Украшают одежду ироничные принты с отсылками к Кодексу об административных правонарушениях. «Поколение 20.2», например, — это про нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания и митинга. «Поколение 19.3» — о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. В общем, принты сразу дают понять, кого именно нужно отправить в автозак в первую очередь. Авто для перевозки обвиняемых, к слову, тоже присутствует на футболках. Принт «Национальный аттракцион» — с бутылкой, протоколом по 20.2 КоАП и автозаком — о том, как весело быть участником несогласованных митингов. Стать причастным к движению, вне зависимости от политических взглядов, можно за 1000-1200 рублей. Это, к слову, дешевле, чем встать в ряды #мощных Black Star (у них футболки продают от 1500 рублей), но, можно сказать, дороже, чем вступить в «Молодую гвардию Единой России», где брендированную футболку дают вообще бесплатно.


undefined
Cкриншот: © Daily Storm

Запустили «протестную линию» одежды недавно. Первая партия, как говорится на сайте фирменного магазина, будет готова 20 мая. В бизнесе на протесте все очень серьезно: ИП, касса, стартовый капитал, — рассказывает один из авторов идеи Владислав Макаров. По его словам, он давно занимается производством одежды, но успеха особо не было, да и интерес со временем пропал: их изделия не несли никакого смысла. А тут — и политика, и социальная драма, и остро, и свежо. Чтобы продать первую партию, Владислав вложил свои кровные — около 40 тысяч рублей.


«На будущее — это будет собственный пошив, но пока мы закупаем оптом футболки и наносим на них принт. Ребята из «Протестной Москвы» нашли дизайнеров, а процент от продажи будет уходить им. Надеюсь, мы выйдем в плюс, я очень на это надеюсь. Не хочу забрасывать идею. Тем более, это не единственный проект, который мы хотим делать. Чуть позже будет другая линейка с менее радикальными принтами — тоже будем распространять идеи, мысли свободных людей», — обещает Владислав Макаров.


А деньги свободных людей, отданные за модную и отнюдь не бюджетную одежду, по словам автора идеи, пойдут на организацию других митингов. Бизнес-модель «Протестная Москва» подсмотрела, судя по всему, у своего ближайшего союзника — Алексея Навального. Официальный магазин оппозиционера тоже продает брендированную одежду и прочие безделушки, а выручку тратит на «борьбу с жуликами и ворами».



Монетизируй это


Алексей Навальный умело превращает все — себя, своих оппонентов, брата-заключенного — в мем. «Медведев под дождем», уточка, колючая проволока нашли отражение в именных товарах оппозиционера. Футболки, кружки, значки, календарики, брелки — заходя в официальный магазин политика, будто оказываешься в палатке из 90-х, предлагающей сувениры с изображением подросткового бойз-бенда. Особенно нашей редакции приглянулся настольный календарь с рисунками Олега Навального, который сейчас отбывает наказание по «делу Ив Роше». За решеткой он времени даром не терял, а рисовал сотрудников полиции в касках и балетных пачках. Неизвестно, как нецензурные рисунки оказались на воле, но теперь они украшают календарь из крафтовой бумаги, страницы книги скреплены бечевкой. Судя по всему, приглянулся календарь не только нам, потому что в наличии его уже нет. Можно сделать предзаказ, но мы не стали.


Другие товары (от 400 рублей за эмалированную кружку до 3700 — за толстовку) доступны. Есть даже набор открыток от Навального за 200 рублей, что очень мило для лидера оппозиционного движения.


undefined
Фото: © vk.com/Команда Навального

Мы пытались связаться с представителями «Навальный-шоп» или пресс-службой оппозиционера, чтобы обсудить рентабельность сувенирки, но те почему-то делиться бизнес-секретами не спешили. Но по опыту скажем, что «навальнята» в брендированной одежде встречаются на акциях своего лидера. Приходят туда даже те, кто не готов принять его взгляды, но вот футболку — за милый мой. Один такой пожилой персонаж в поисках халявных сувениров даже забрел на митинг против блокировки Telegram.


Политологи называют превращение штабов политиков в сувенирные лавки трендом последних лет. Задумался о своей линии одежды и координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. По его словам, первые мысли запустить коллекцию брендированной одежды к нему стали приходить, когда он отбывал наказание по «болотному делу». Оппозиционера приговорили к четырем с половиной годам заключения по обвинению в организации массовых беспорядков. За решеткой он трудился на швейном производстве.


«Мы сейчас думаем над тем, чтобы в более серьезных объемах над своей линией поработать. Живем в рыночное время — понятно, нужно этими механизмами пользоваться. Со временем, может быть, выйдем на свою линию одежды от «Левого фронта» в кооперации с нашими зарубежными товарищами — европейскими левыми. Это может быть интересно», — прогнозирует Сергей Удальцов.


А вот политологи не склонны видеть в этом исключительно PR или попытку заработать на политическую деятельность.


«В нынешней политической ситуации, которая сформировалась с конца 90-х годов, все финансовые потоки довольно мутные. У любого более-менее заметного политика такой мутный финансовый поток есть, иначе это не политик. Оппозиции необходимо каким-то образом легитимизировать те деньги, которые они получают из тех или иных источников. История с покупкой атрибутики — отличный ход», — считает политтехнолог Олег Ведутов.


Возможно, именно этим объясняется тот факт, что узнать о продажах сувенирной продукции политиков так же сложно, как самым первым увидеть новую коллекцию Armani. Тем более что такая атрибутика не пользуется широким спросом, а скорее рассчитана на фанатов или ярых сторонников конкретного движения.