Не прошло и трех дней, как президент России Владимир Путин выступил с инаугурационной речью, в которой, по сути дела, обозначил свой новый «майский указ».
Главное в нем — социальная тематика, подразумевающая увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году, повышение уровня жизни россиян, рост их реальных доходов выше инфляции, снижение вдвое уровня бедности в стране, вхождение в пятерку крупнейших экономик мира и многое другое. Всего 12 приоритетных проектов, которые правительство должно разработать в срок до 1 октября этого года.
Реализация этих амбициозных целей, поставленных главой государства, целиком и полностью упала на плечи нового правительства со старым премьером — Дмитрием Медведевым. По его предварительным подсчетам, объем средств, которые придется выделить правительству на решение поставленных задач, составит 25 триллионов рублей — то есть кабинету министров придется дополнительно к запланированным ранее средствам изыскать еще восемь триллионов рублей.
На фоне социального послания президента странными выглядят предложения Министерства финансов, которое, по некоторым данным, продолжит возглавлять Антон Силуанов, но уже в ранге первого вице-премьера правительства.
Утром 11 мая на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появился документ, содержащий поправки к бюджету на 2018 год. Исходя из них, правительство готовится сократить расходы на пенсии в РФ на 51,5 миллиарда рублей уже в этом году.
В целом расходы по разделу «Социальная политика» будут уменьшены на 52,93 миллиарда рублей. Социальное обеспечение в Минфине предложили урезать на 5,9 миллиарда рублей. Господдержка инвалидам в этот раз также будет сокращена на 2,23 миллиарда рублей.
При сокращении трат на социалку — растут расходы на силовиков. Больше чем на 20 миллиардов рублей Минфин предлагает выделить на поддержку силовых структур, обеспечивающих национальную безопасность. В сфере системы исполнения наказаний траты увеличатся на 4,6 миллиарда рублей, на 2,3 миллиарда больше уйдет на армию. Общий расход на безопасность должен составить около пяти триллионов рублей.
В Государственной думе не все успели ознакомиться с предложенными поправками к бюджету, однако опрошенные «Штормом» депутаты выразились резко против снижения трат на социалку. Правда, оговорившись, попросили «не торопить коней» и дать послушать позицию Минфина.
«Это предложение не внесено в Государственную думу. Без комитета по бюджету, без решения фракции — никакого решения принято не будет. Все изменения в бюджете всегда согласуются с депутатами», — заверила первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Гусева.
«Самая защищенная статья в бюджете — социальная. Мне тяжело поверить, что Минфин мог сегодня предложить вариант у кого-то что-то отобрать. Наша фракция больше всех будет за то, чтобы ни в коем случае не обидели людей», — продолжила Гусева. Депутат обратила свое внимание на то, что ни в коем случае невозможна ситуация, при которой Минфин будет предлагать перераспределение денег по принципу «забрать у инвалидов и отдать силовикам». «Такого никогда не было! Бюджет уже принят! Забрать и перераспределить — это как? Если это дополнительные доходы, которые мы получили по итогам первого квартала, и предлагается их распределить и дать больше силовикам, то тогда, наверное, надо согласиться. Но забрать у одних и отдать другим… Я не первый год во власти и таких чудес еще ни разу не слышала», — поделилась мнением депутат.
В ЛДПР также заверили, что Министерство финансов не может просто заняться перераспределением средств. Однако с документом либерал-демократы, так же как и их коллеги из «Единой России», знакомы достаточно поверхностно.
«По инвалидам вопрос для меня непонятный. Если они сокращают, то почему? Возможно, это в связи с тем, что ранее выделенные суммы не были освоены. И поэтому они корректируют и пересматривают таким образом, чтобы деньги не остались неиспользованными. Любые корректировки допустимы лишь в русле приведения в соответствие с потребностями и в связи с тем, что истек большой срок, когда средства могли быть использован», — прокомментировал инициативу Минфина председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
Депутат также отметил, что пенсионеры не должны на себе почувствовать урезания пенсионных расходов, даже если оно произойдет. В любом случае, сказал Нилов, фракция ЛДПР и его комитет обязательно очень внимательно рассмотрят предложенные Минфином поправки, чтобы не допустить ущемления в правах нуждающихся россиян.
При этом он согласился со «Штормом», что потенциальная корректировка бюджета так же, как и всегда, грешит перекосом в сторону увеличения расходов на оборонку и сокращения на социалку. К сожалению, говорит Ярослав Нилов, социальные статьи бюджета постоянно подпадают под сокращение, но в условиях напряженных партнерских отношений с Западом России приходится поддерживать безопасность на должном уровне.
Представители левого фланга парламента в разговоре со «Штормом» обратили внимание на то, что действия правительства и, в частности, Министерства финансов укладываются в общую логику политики кабмина.
«Вполне ожидаемо. Корректировки, которые проходят сейчас, могут быть точечными. Необязательно связанными с каким-то реальным сокращением средств. Может быть, тут дело в неправильно подсчитанных ранее затратах, — рассуждает вице-президент Конфедерации труда России, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин. — Но если мы берем ситуацию в целом, то, безусловно, предложение о повышении пенсионного возраста будет сопряжено с очевидной корректировкой бюджета на 2019 год. Это означает, что она будет вноситься до конца мая и приниматься в летний период — июнь-июль. Я не видел текст документа, потому могу лишь предполагать. Но если взять концепцию Минфина в целом, их стратегию, то понятно, что будет достаточно чувствительное сокращение».
Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов вообще не удивился предложениям Министерства финансов. Он напомнил «Шторму», что декларации президента и премьер-министра, посвященные социальной направленности политики правительства, никогда еще не подтверждались реальными действиями кабинета министров.
«Выборы прошли. Никаких внутренних угроз нет. Силовые ведомства нужны для поддержания стабильности режима. Мы помним еще со времен Ельцина, что после избрания в 1996 году он сразу же отменил свои предвыборные указы и отказался от всех своих обещаний. Как говорил знаменитый Богдан Титомир, «пипл хавает!». Будем затягивать пояса и есть пушки вместо масла», — ехидно заметил Обухов.
В экспертном сообществе по-разному встретили инициативу Министерства финансов. Одни говорят, что бюджетные корректировки незначительны и в целом не отразятся на социальной политике, другие напоминают о либеральной сущности правительства, от которого ничего другого ожидать не следовало.
По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрия Орлова, действия Минфина обусловлены объективными вызовами в сфере обороны и безопасности. При этом Орлов не уверен, что Минфин руководствуется антисоциальными соображениями: «Важно отметить, что расходы на оборону и безопасность растут незначительно».
Перед Министерством финансов стоит задача добычи денежных средств для решения поставленных президентом задач. Там, где логика и объективные процессы позволяют сокращать расходы, ведомство Силуанова именно этим и занимается. Помимо прочего Минфин занимается введением дополнительных прямых и косвенных налогов, чтобы повысить сборы денежных средства для бюджета.
Проблема социальной сферы в том, что в правительстве практически отсутствуют ее лоббисты. Именно поэтому она так часто попадает «под нож», полагает председатель МОД «Движение развития» и глава наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
«Минфин — это орган, стригущий деньги. Так к нему и следует относиться. Другое дело, что, помимо фискальной функции, центральную роль должны выполнять те, кто приносят деньги, те, кто зарабатывают, — промышленность. А их нет... В этом-то и дисбаланс! — отмечает Крупнов. — Скоро полстраны составят те, кого будут ловить, а другая половина страны — кто будет ловить. Большая игра в казаки-разбойники. Вот вам и логика Минфина!»
Есть в предложениях Министерства финансов и позитивный момент. В частности, ведомство предлагает направить дополнительные 5,3 миллиарда рублей на поддержку экономики и 3,4 миллиарда — на образование. Правда, на фоне трат на безопасность — как внешнюю, так и внутреннюю — все это смехотворные суммы.