St
России нужно еще десять лет на развитие Северного морского пути
Проекты, связанные с арктическим маршрутом, обсуждали еще в нулевых, но большую их часть еще даже не начали выполнять

России нужно еще десять лет на развитие Северного морского пути

Проекты, связанные с арктическим маршрутом, обсуждали еще в нулевых, но большую их часть еще даже не начали выполнять

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Газета Washington Post сообщила, что глобальное потепление может сыграть на руку России. Благодаря таянию льдов Северный морской путь — маршрут из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан — с каждым годом становится доступнее. Торговля между странами ЕС и Китаем стремительно развивается, и Россия может на этом зарабатывать, возможно, даже добиться экономического роста. Однако в стране не хватает инфраструктуры, чтобы сделать Севморпуть удобным и популярным маршрутом для судоходства.

 

Из Европы в Азию по морю можно попасть тремя способами: в обход Африки, через Суэцкий канал в Египте и по Северному морскому пути в Арктике. У всех вариантов есть минусы. Огибать Африку слишком долго. Плыть через Египет — самый популярный вариант, но это дорого, кораблям приходится стоять в очередях в проливах, а в Красном море на суда часто нападают. Северный морской путь опасен из-за дрейфующих льдов, а зимой вообще непроходим.

 

Из-за глобального потепления ситуация меняется. Раньше через Севморпуть можно было проходить лишь с июля по сентябрь, сейчас это делать можно уже в октябре. Маршрут быстрый: корабль из Германии через Египет добирается до Дальнего Востока за 34 дня, через Севморпуть же — за 23. Маршрут также безопасный. В Росатоме его называют морским путем «без очередей и пиратов». И он становится еще доступнее: западные ученые еще в 2009 году подсчитали, что с каждым градусом повышения средней температуры по Арктике пропускная способность Севморпути увеличивается в десять раз.


undefined

Морские грузоперевозки — самые дешевые, и их развитие полезно как для российского бизнеса, так и для иностранного. Спрос точно будет, пишет WP. Внутри страны поставщики смогут отказаться от дорогой железной дороги и неудобных грузовиков, а иностранцы будут чаще пользоваться портами РФ и услугами ледоколов. Развитие инфраструктуры и промышленности в самой России увеличит импорт и экспорт товаров. Однако вопреки тому, что пишет WP, все это появится еще не скоро.

 

На расстоянии 12 миль от берега заканчиваются территориальные воды России и начинаются международные. Лед там тает дольше, но корабли предпочитают все равно там ходить, нанимая в помощь ледоколы. Перевозчикам невыгодно платить России, потому что она все равно не может ничего предложить. На Севморпути у РФ есть лишь семь портов, и только у одного из них — в Дудинке, где Енисей впадает в Карское море, — товарооборот едва превышает миллион тонн в год.

 

Конечно, речь идет о безжизненной тундре, в которой развивать порты и строить новые — очень дорого. Одни новые линии электропередачи и газопроводы будут стоить как половина «Турецкого потока». Пока торговые корабли редко ходят по Севморпути, развитие портов не окупится. Вместо этого Россия сконцентрировалась на развитии прилегающих к маршруту регионов. В Мурманской и Архангельской областях ведутся проекты, которые ориентируются именно на Севморпуть.


«Новатэк» строит завод по сжижению газа. 25 миллиардов рублей инвестиций и 15 тысяч рабочих мест в пике. Это очевидно даст мощный толчок, увеличит налогооблагаемую базу. Это развивает западный берег Кольского залива», — рассказала «Шторму» губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Она также напомнила что к 2020 году будет готов мурманский транспортный узел, и грузооборот региона взлетит до 85-90 миллионов тонн. Еще три года назад это значение едва достигало 30. Мурманск не находится на Севморпути. Но когда порт станет крупнее и удобнее, корабли начнут заходить в него перед отправлением в сторону Ледовитого океана, чтобы пополнить запасы и взять дополнительный груз.

 

Однако мурманский проект — скорее исключение. Большинство подобных проектов далеки от завершения, а некоторые даже и не начинали воплощать. Например, железная дорога «Белкомур», которая должна соединить Архангельск напрямую с Сибирью и Уралом. Она не только поможет дешевле доставлять товары, но и позволит создавать новые производства — горнодобывающие, лесоперерабатывающие и строительные предприятия, рассказали «Шторму» в администрации губернатора Архангельской области Игоря Орлова.


«Белкомур» придумали еще в 2004 году, в 2008 проект одобрил Путин. Собирались открывать магистраль в 2018 году, но до сих пор даже не начали строить железную дорогу. Возводить ее будут подрядчики из Китая, и начнут только в 2020 году.


Расширение морского порта Архангельск, которое увеличит его грузооборот на 40 миллионов тонн, также закончат не скоро. «Проект будет реализован в два этапа. В 2018-2023 годах будет возведена необходимая общепортовая инфраструктура и созданы приоритетные морские терминалы. На втором этапе (2026-2028 годы) будет обеспечен выход на проектную мощность», — отметили в администрации Орлова. То есть ждать придется еще десять лет в лучшем случае.


undefined
Транспортные суда перевозят грузы между портами Мурманск и Дудинка. Фото: © GLOBAL LOOK press/Vitaly Ivanov

Усложняют процесс и напряженные отношения с Западом. Многие компании просто боятся работать с Севморпутем, опасаясь санкций. «Никакие проекты в Арктике невозможны без международной кооперации. Так или иначе международные корпорации в этом участвуют. Яркий пример — Штокмановский проект, отложенный из-за нарушения этой кооперации», — отметила губернатор Мурманской области Марина Ковтун. 


О Северном морском пути говорили и в начале, и в конце нулевых. Во время президентства Дмитрия Медведева даже собирались открыть Министерство Арктики, которое займется этими вопросами. Ведомство так и не появилось. Бывший вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, ныне возглавляющий «Роскосмос», обещал вернуться к вопросу Арктики «в середине осени» 2018 года. Он говорил о том, что нового министерства не будет, но специальную госкорпорацию открыть можно. На это уйдет пять лет.

 

Рост российской экономики замедляется, и Северный морской путь может изменить это. Однако, судя по срокам подготовки проектов вокруг него, стране нужно еще как минимум десять лет на подготовку. Тем временем лед в Арктике продолжает таять, и скоро каждый год без новой инфраструктуры будет оборачиваться утраченной прибылью для России. А ведь можно было заняться Севморпутем еще в нулевых.