St
У власти все TikTok?
У самого «молодого» приложения большой политический потенциал, но пока мало кто им правильно пользуется Коллаж: © Daily Storm

У власти все TikTok?

У самого «молодого» приложения большой политический потенциал, но пока мало кто им правильно пользуется

Коллаж: © Daily Storm

Аудитория китайского сервиса TikTok в России составляет не менее 10 миллионов человек. В основном это взрослые и дети, которые снимают видеоролики под музыку и надеются поймать свою минуту славы. Рекламщики начали заходить в TikTok в начале 2019 года, но было не очень понятно, какие форматы «зайдут», а какие — пустая трата денег. Для политиков и политически ориентированных блогеров сервис был и, пожалуй, остается этаким Мордором, где вместо орков молодежь, которая занимается непонятной фигней. Что можно делать с этой огромной аудиторией?

 

Одним из пробных шаров стала публикация в TikTok видео с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. 15-секундный ролик появился на канале сотрудницы телеканала «360» Арины Ростовской, в нем лицо губернатора снято крупным планом. Бесхитростное видео претендует на статус исторического: Воробьев — первый политик федерального уровня, который зашел в TikTok!


В редакции телеканала уточнили, что на самом деле это не первое видео с Воробьевым в TikTok. С форматами там начали экспериментировать еще в октябре 2019 года и тогда другой ролик набрал 200 тысяч органических просмотров (без рекламы и продвижения).


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Андрей Воробьев
Андрей Воробьев Фото: © Global Look Press / City News Moskva

«Мы сфокусированы на домашней региональной повестке, а губернатор Московской области — один из главных ньюсмейкеров. Поэтому публикация ролика — это попытка познакомить молодую аудиторию с подмосковной новостной повесткой в целом. <...> В TikTok, правда, все привыкли к достаточно своеобразному контенту, в котором есть своя стилистика, очень важна музыка, поэтому мы экспериментируем и стараемся подстраиваться», — ответил на вопрос Daily Storm гендиректор телеканала «360» Алексей Каклюгин.

 

Неизвестно, подхватит ли кто-то из российских политиков идею с TikTok. «Конкурентов» Воробьева на платформе найти не удалось. Но эксперимент главы Подмосковья выглядит очень успешным. Алексей Каклюгин вообще абсолютно уверен, что TikTok — это будущий Instagram.



Становится интересно разобраться в потенциале TikTok с точки зрения политического пиара. Известно, что в США с помощью этого сервиса 26-летний дальнобойщик на полном серьезе сумел построить свою избирательную кампанию и стал самым молодым в истории страны кандидатом в Конгресс. В России пользователи пока лишь снимают ролики под музыку и пародируют вирусные видео. Но многие эксперты отмечают, что у сервиса есть политическое будущее, и притом большое.

 

Политтехнолог и глава Общественной палаты Александр Малькевич уверен: на приложение стоит обратить внимание множеству политиков. «Глупо было бы игнорировать успех TikTok. Это успешная платформа с миллионами пользователей, но принято считать, что тут аудитория очень юная. И насколько она политически восприимчива — большой вопрос. Это можно проверить только опытным путем», — считает он.


Действительно, вряд ли можно будет проследить прямую связь между активностью в TikTok и, например, результатами выборов или просто рейтингом. Но в любом случае публикация видео может работать на перспективу. Какому политику не интересно вырастить поколение своих сторонников? Наверное, любому, если ему сейчас не 80 лет. Условно говоря, подростки, которые вступят в активный возраст завтра, запомнят, что вот какой-то конкретный политик — клевый, потому что он интересно вел себя в TikTok. Да и прямо сейчас это неплохая платформа для формирования общественного мнения и позитивного социального самочувствия.


Фото: © Global Look Press /Jens Kalaene
Фото: © Global Look Press /Jens Kalaene

Трендом 2020-го и 2021 года станет запрос на новых политических лидеров и новые политические силы, считают многие политологи. Важным будет и выход за границы традиционных способов агитации и распространения информации. Скорее всего, политический потенциал TikTok мы сможем оценить после выборов в Госдуму, если за него не побоятся взяться какие-либо из политических сил.


«Сейчас в этом плане — золотое время экспериментов, возможных прорывов, провалов и неадекватных ценников от эсэмэмщиков, которые будут рисовать клиентам красивые графики с приятными цифрами, попутно выдаивая их», — уверен Александр Малькевич.

 

Блогер и политтехнолог Кристина Потупчик считает, что для пиара можно использовать любую интернет-платформу. Главное правильно оценить, что «зайдет» в конкретном случае, как выбрать и упаковать нужный контент. Но TikTok, по ее мнению, не самая очевидная платформа для политика, и не стоит делать ставку на этот сервис как на локомотив продвижения.

 

«Есть более понятные платформы для коммуникации с интернет-аудиторией — тот же Telegram или YouTube. Поэтому делать основным каналом самопрезентации TikTok как минимум странно. Но как дополнительный аккаунт — почему бы и нет», — говорит Потупчик.

 

Она добавила, что TikTok мог бы стать очень эффективным для таких людей из политики, как, например, Рамзан Кадыров или Мария Захарова.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

Близкий к Кремлю политолог Константин Калачев отметил смелость команды Андрея Воробьева, но уточнил, что для политиков пока видит в TikTok скорее образовательно-развлекательные возможности, нежели политические: «В основном дети школьного возраста же в TikTok. Интересно ли им присутствие губернатора? Не факт, конечно. Но взрослая аудитория там тоже есть. Вообще, все зависит от формата. Можно и детям интересно рассказывать, пусть не про политику, но про то же Подмосковье».

 

Но дети — это тоже аудитория, детей все любят, а уже через них можно достучаться до их мам, пап, бабушек и дедушек с полноценным правом голоса. Политолог делает вывод, что TikTok должны заводить те политики и чиновники, которым есть что рассказать молодежи. «Например, Москва — красивый город. И здесь есть о чем рассказать. Сергею Собянину TikTok не помешал бы, я считаю. Ну или мэрии», — предложил собеседник Daily Storm.



По мнению Александра Малькевича, в TikTok мог бы зажечь Владимир Жириновский, который хорошо смотрится «на любой площадке», а еще спортсмены и актеры, пробующие пойти в политику. У них больше шансов получить лояльную аудиторию на платформе, в первую очередь из-за большей популярности у молодых людей.

 

Конечно, большинство политиков и общественных деятелей пока мало слышали про TikTok и ориентируются на общепринятые и популярные каналы обратной связи с населением, например, Instagram. Глава Калининградской области Антон Алиханов заявил Daily Storm, что ему TikTok неинтересен: «Я не знаю, насколько TikTok распространен в Калининградской области, если честно. Я стараюсь лично с людьми общаться и вопросы решать. Я вот и Instagram завел, я там лично отвечаю людям, но еще одна соцсеть — это слишком для меня».


Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda

Есть и совсем другая точка зрения на развитие TikTok. Креативный директор агентства Setters Елена Игонина уверена, что сервис как раз и хорош тем, что в нем нет политики, от которой россияне «тотально устали». «На всех площадках их грузят информацией о политике, социальной ответственности, больных детях, модных показах и так далее. А ведь изначально соцсети создавали для отдыха, отвлечения от обыденной жизни и быстрой развлекухи. Именно это пользователи нашли в TikTok», — сказала Игонина.

 

Daily Storm связался блогером Алексеем Володеевым, который высказывался о политике в своем блоге, и поинтересовался, насколько перспективным ему видится приход политики в TikTok. Володеев ответил, что аудитория там взрослеет и уже стоит обратить внимание на США, где платформа стала полноценным инструментом избирательных кампаний.

  

Как показывает практика, мировые тренды доходят до России с небольшим опозданием. Twitter сначала был прибежищем нытиков (таким и остался), но со временем туда пришли блогеры, звезды, политики и деньги. Facebook тоже разошелся из более продвинутого аналога ЖЖ только спустя несколько лет. На первых порах Instagram был прибежищем школьников, студентов и девушек, мечтающих стать фотомоделями. И вполне возможно, что в ближайшее время TikTok тоже станет представлять из себя нечто большее, чем просто прибежище школоты. Нужен лишь человек, который придумает правильный алгоритм.


Фото: © GLobal Look Press / Andre M. Chang
Фото: © GLobal Look Press / Andre M. Chang

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...