Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что одним из ключевых условий для подписания мирного договора с Россией является создание среды, которая способствовала бы в том числе решению территориального спора между странами, имея в виду Курильские острова.
«Я хотел бы разбить скорлупу взаимного недоверия и продвинуться на один шаг вперед… Так как прошло 70 лет с заключения договора о прекращении войны, необходимо развивать понимание у японского и российского народов и улучшить среду для разрешения этих проблем», — цитирует японского премьера агентство Kyodo.
По словам Абэ, в плоскости экономического сотрудничества России и Японии важно перейти «от проектов на бумаге к конкретной форме».
Президент России Владимир Путин 12 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке заявил, что мирный договор между Россией и Японией может быть подписан до конца 2018 года, и что определенные разногласия между странами, в том числе по Курильским островам, не должны быть препятствием для достижения цели.
«Давайте заключим мирный договор, ну не сейчас, но до конца года. Без всяких предварительных условий. А потом на основе мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы. Это облегчило бы нам решение всех проблем», — сказал тогда Путин.
СССР объявил войну Японии 8 августа 1945 года, а на следующий день началась Маньчжурская операция, закончившаяся полным разгромом японских армий в Китае и Корее. Победы Красной армии на востоке значительно приблизили срок окончания Второй мировой – Япония капитулировала 2 сентября, хотя американцы еще в начале 1945 года считали, что если не ход войны не изменится (против Японии будут воевать только США и Британская империя) одолеть врага получится только в 1946 году.
В середине 1950-х годов Москва и Токио составили проект мирного договора, однако подписан он так и не был. В результате войны с Японией, СССР занял южную часть Сахалина (потерянную Россией по итогам войны 1904-1905 годов) и Курильские острова. С этого момента Токио настаивает на возвращении если не всех Курильских островов, то хотя бы нескольких из них. СССР, а затем и Россия, всегда отвечали на эти претензии категорическим отказом.