Бизнес-омбудсмены Башкирии, Камчатки и Краснодарского края заявили, что в России можно расширить режим «бесковидных» зон, включив туда продуктовые магазины и аптеки. По их мнению, это поможет вакцинации и позволит быстро достигнуть показателя в 60% привитых от коронавируса. Их коллеги из других регионов не согласились с идеей, указав, что введение ограничений для магазинов и аптек будет де-факто равносильно жесткому локдауну.
«Если продуктовые магазины сделать «бесковидной» зоной, учитывая, что за продуктами люди заходят практически каждый день, то темпы вакцинации значительно увеличатся, вероятно, уже через две недели удастся достичь уровня 60%», — заявил бизнес-омбудсмен в Республике Башкортостан Флюр Асадуллин (цитата по ТАСС).
По мнению уполномоченного, распространение уже принятых в Москве мер по созданию «бесковидных» ресторанов в регионах работать не будет. «Культура питания вне дома наиболее проявляется именно в мегаполисах. Соответственно и усиленной вакцинации эта мера способствовать будет только в Москве и Петербурге, но не в регионах», — объяснил он свою позицию.
Его коллеги с Камчатки (Станислав Борцов) и из Краснодарского края (Игорь Якимчик) частично согласились с идеей ограничить доступ к магазинам и аптекам. «Введение «бесковидных» зон в этих сферах коснулось бы большинства населения. <…> Но для успешного внедрения эксперимента в первую очередь стоит обеспечить необходимое количество вакцин, а также субсидировать расходы бизнесу на необходимое оборудование», — уточнил Борцов.
Другие бизнес-омбудсмены идею не одобрили. «Продуктовые магазины ни в коем случае не нужно привлекать в «бесковидные» зоны, как и аптеки», — подчеркнула уполномоченный по правам предпринимателей Якутии Альбина Кычкина.
Павел Солодский (Нижегородская область) назвал инициативу «неконструктивной», поскольку бизнес прививает своих работников, а создание «бесковидных» зон приведет к массовому оттоку клиентов, за которых предприниматели все равно не в ответе.
Бизнес-омбудсмен в Калининградской области Светлана Нижегородова отметила, что принятие подобных ограничений будет сродни введению жесткого локдауна, даже если оно затронет только мероприятия общепита. «Власти должны четко и ясно понимать последствия подобных мер. <…> А это сразу же означает безусловную необходимость введения для такой закрытой отрасли полноценных мер поддержки», — привела она пример.
С 28 июня в Москве действуют новые коронавирусные ограничения: посещать заведения общепита и массовые мероприятия численностью более 500 человек в Москве могут только граждане, которые вакцинировались от COVID-19, переболели им не более чем полгода назад или те, у кого есть отрицательный ПЦР-тест. Подтверждать такой статус посетители должны с помощью специального QR-кода, который можно получить в регистратуре городской поликлиники, а также в электронной медицинской карте Москвы, на портале mos.ru, в ЕМИАС.ИНФО, на едином портале государственных и муниципальных услуг или в приложении «Госуслуги.Стопкоронавирус».
29 июня ресторанные сети пожаловались, что систему QR-кодов нельзя назвать прибыльной: доходы упали на 50-95%. Такие результаты бизнесмены назвали «ожидаемо удручающими». Однако дело не только в новых правилах. Свою роль сыграла и стихия, признают предприниматели, потому что из-за «суперливня» никто из москвичей и гостей столицы не мог находиться на летних верандах, а в залы ресторанов граждане не спешат. Кроме того, не возросло и число заказов навынос.