Основательница общественного движения «Право на оружие» Мария Бутина, которая была арестована в США по обвинению в работе на Россию в качестве незарегистрированного иноагента, могла пытаться создать секретный канал связи между представителями Москвы и Вашингтона с помощью наследника семьи Рокфеллеров, 67-летнего Джорджа О'Нила — младшего, пишет Bloomberg. The Wall Street Journal утверждает, что Бутина предлагала проводить «дружеские ужины» для налаживания отношений между россиянами и «политически активными американцами». О’Нил, по данным издания, в феврале 2017 года организовал в Вашингтоне частный ужин, на котором представители Республиканской партии США встретились с высокопоставленными лицами из России.
Потомок Рокфеллеров фигурирует в деле Бутиной как «американец №2», утверждает Bloomberg. Россиянка якобы сказала ему, что формирование «канала связи» между Россией и США одобрили в Кремле. «Все, что нам нужно, — это «да» со стороны Путина. Остальное проще», — сказала Бутина О’Нилу, утверждает The Wall Street Journal со ссылкой на материалы дела.
Сам О’Нил не прокомментировал сообщения СМИ о своей возможной связи с российской активисткой. Но ранее он сообщил Bloomberg, что действительно выступил организатором ужина в 2017 году. Агентство уточняет, что мероприятие упоминалось в брошюре, розданной представителям российской делегации на традиционном Молитвенном завтраке в США. На завтраке присутствовала и Бутина. Судя по всему, она участвовала также в ужине у О'Нила.
После ужина Бутина написала письмо, предназначенное, по всей видимости, О'Нилу, с благодарностью за прекрасный вечер. «Мой дорогой президент получил «сообщение» по поводу инициатив вашей группы и о вашем любезном внимании к русским», — добавила она, пишет Bloomberg. Таким образом, вольно или невольно, правнук Рокфеллера мог помочь россиянке «в осуществлении ее цели — создании обратного канала между Кремлем и верхушкой Республиканской партии», утверждает издание.
Известно, что О’Нил действительно является сторонником улучшения отношений Москвы и Вашингтона. «Любой ясно мыслящий человек с поверхностным пониманием истории и внешней политики осознает очевидные преимущества хороших отношений между Америкой и Россией на многих уровнях. Не надо быть «полезным идиотом» или «марионеткой Путина», чтобы придерживаться этой точки зрения, и никто не требует одобрения всех действий России или Путина», — говорил он ранее Bloomberg.
В июле 2018 года появилась его статья в The American Conservative под заголовком «За мир с Путиным, конец бессмысленным войнам Америки». О’Нил пишет, что саммит Трампа и Путина стал «возможностью для [американского] президента действовать смело перед лицом почти поголовно оппозиционно настроенного истеблишмента и работать над тем, чтобы дать мир миру, уставшему от войны миру».
Также О’Нил заявил, что лучше всего интересы международной безопасности США на Ближнем Востоке защитят союзники, которые сталкивались с угрозой исламского терроризма. У России хорошие отношения с Ираном, она лучше понимает мусульманские страны, поскольку имеет с некоторыми из них общие границы. О’Нил убежден, что отсутствие разногласий между Москвой и Вашингтоном снизило бы международную напряженность.
Мария Бутина была арестована 15 июля в Вашингтоне. 18 июля Федеральная коллегия присяжных в США уточнила обвинения. Бутину обвиняют в нарушении раздела 18, частей 371 «Сговор с целью нападения или мошенничества против США» и 951 «Агент иностранного государства» Свода законов США. Россиянку подозревают в лоббировании интересов своей страны без регистрации в качестве иноагента. По первой статье ей грозит до пяти лет тюрьмы и штраф, а по второй — до 10 лет.
Бутина не признала свою вину. Официальный представитель МИД России Мария Захарова считает, что россиянку специально задержали перед саммитом президентов РФ и США в Хельсинки, чтобы минимизировать позитивный эффект от встречи.
Джордж О’Нил входит в совет директоров Института идей, который издает журнал The American Conservative, и является основателем комитета по ответственной внешней политике. Он выпускник Гарвардского университета, начинал свою карьеру в финансовых компаниях, таких как Train, Cabot & Associates, Equity Corporation и Chase Manhattan Bank.
У О'Нила пять детей с Эми Уиттлси, дочерью Веры Райан Уиттлси, посла США в Швейцарии во время правления Рональда Рейгана. Супруги пережили тяжелый развод в 2000 году, о котором подробно рассказали в Vanity Fair. О'Нил требовал полной опеки над детьми. Его жена заявила, что у него всегда были другие дела помимо семьи, поэтому ему нельзя позволять полностью брать на себя заботу о детях. Эми Уиттлси заявила, что брак с О'Нилом был настолько тяжелым, что она пыталась покончить с собой в конце отношений. В итоге дети остались с Уиттлси, однако О'Нил получил право часто посещать их.