Космонавт, Герой России и участник экспедиции на МКС, вернувшийся на землю на «Союзе МС-02», Андрей Борисенко заявил «Шторму», что экипаж «Союза МС-09» действовал грамотно при разгерметизации своего корабля, несмотря на серьезную опасность, которую представляет такая нештатная ситуация. Утром 30 августа специальной эпоксидной смолой была заделана микротрещина диаметром два миллиметра, образовавшаяся ночью, предположительно, после столкновения с метеоритом, а днем 31 августа космонавты поставили вторую заплатку.
В космосе никто не боится разгерметизации или пожара: четкий план действий даже в таких сложных ситуация у космонавтов есть, подчеркнул Борисенко.
«Разгерметизация — это, разумеется, одна из самых опасных нештатных ситуаций, и мы четко знаем, как должны поступать. Все эти действия отработаны практически до автоматизма [еще на Земле]. Насколько можно судить, [нынешний] экипаж [«Союза»] прекрасно продемонстрировал свои умения», — сказал Герой России.
При серьезной разгерметизации экипаж определяет то резервное время, которое у него есть для того, чтобы локализовать нештатную ситуацию. После этого космонавты по определенному алгоритму начинают искать негерметичный отсек, изолируют его от остального корабля и далее уже действуют по указаниям с Земли. В «самых экстренных ситуациях» при разгерметизации, уточнил Борисенко, готовится спуск на Землю.
По словам Борисенко, риски (например, разгерметизация или пожар) являются неизбежной частью профессии космонавта: «Мы с холодной головой относимся к этим нештатным ситуациям».
Кроме метеоритов и прочих объектов исключительно космического происхождения, мусор, который есть на околоземной орбите, также представляет серьезную угрозу для МКС и других космических кораблей. «Как мы знаем из физики, энергия, которую несет объект, зависит от его массы и скорости. Например, объект мусора имеет небольшую скорость, но он может иметь большую массу, и тогда последствия от столкновения с ним могут быть очень серьезными, — объяснил Борисенко. — Метеорит [также] может нанести как незначительный ущерб — просто помять корпус, — так и пробить насквозь космический корабль. Это может привести как к плавной разгерметизации, так и к взрывной, то есть мгновенной».
Существует специальная система мониторинга космического мусора с помощью наземных средств, и в соответствии с командами с Земли экипаж корабля выполняет маневры по уклонению от него. Борисенко сказал, что взрывных разгерметизаций по вине метеоритов в истории пилотируемой космонавтики не было.