В установке на Урале памятника белогвардейскому командиру Тимофею Сладкову, который считается «победителем Чапаева», нет ничего плохого, заявил в беседе с Daily Storm экс-министр обороны ДНР, знаток истории Белого движения Игорь Гиркин (Стрелков). Так он прокомментировал призывы внучки Чапаева Татьяны к уральцам взяться за топоры и уничтожить памятник Сладкову. Стрелков подчеркнул, что если избавляться от мемориалов белым командирам, то следует поступать аналогично и с памятниками красным полководцам.
«Я не вижу в этом [установке памятника Сладкову] ничего плохого, хотя являюсь противником так называемой красно-белой розни между патриотами России. Подчеркиваю: если сносить памятники белогвардейцам, то тогда надо сносить и памятники красным командирам, маршалам и прочим, которыми сверхобильно заставлена вся страна», — сообщил бывший сотрудник ФСБ, увлекающийся военной реконструкцией.
«Но этого же никто не делает, поэтому покушаться на памятники их противникам никто не имеет права», — отметил Стрелков.
Он также сообщил, что Сладков ошибочно считается «убийцей» Чапаева, на самом же деле он лишь руководил операцией по разгрому штаба дивизии красного командира.
«Следует отметить, что потомки большевиков не менее нетерпимы к чужому мнению, чем их предки. Они считают, что если их дедушки-прадедушки победили в Гражданской войне, то они могут махать с топором с той же пролетарской ненавистью и с тем же успехом. Они всегда такими были, тут ничего не поделать», — сказал Стрелков.
Призывы внучки Чапаева «взяться за топоры» экс-офицер ФСБ отказался комментировать, назвав их словами «не вполне психически здоровой дамы». В то же время он обратил внимание, что формально власти могут удовлетворить ее просьбу, потому что Россия по документам является правопреемницей СССР, а не Российской империи.
«Теоретически внучка Чапаева может требовать от властей РФ просто потому, что государство является правопреемником СССР, который создавался в том числе благодаря участию самого Чапаева. Это юридическая коллизия», — рассуждает собеседник.
В то же время Стрелков напомнил, что по Конституции России все равны, включая «внучку Чапаева, правнука (одного из руководителей белогвардейцев Владимира) Каппеля или дальних родственников Колчака».
«Если кто-то, согласовав с властями, поставил памятник участникам Белого движения, то это никак не должно волновать потомков победивших большевиков. Тем более они не имеют права какие-либо меры против как самих памятников, так и тех, кто их установил», — считает экс-министр обороны ДНР.
19 октября стало известно, что в селе Красном Оренбургской области открылся первый в стране памятник одному из лидеров уральского казачества времен Гражданской войны полковнику Тимофею Сладкову. Автором монумента выступил столичный скульптор Александр Ворожбет. После разгрома Белого движения военачальник покинул родину, он окончил жизнь в инвалидном доме под Парижем в 1956 году и похоронен на кладбище в Монморанси.
Бюст Сладкову установили, по иронии судьбы, на улице Василия Чапаева. Однако идею установления этого памятника в разговоре с «Газетой.Ru» раскритиковала внучка Чапаева Татьяна.
«У нас по России сколько натыкано памятников этим белогвардейцам. Считаю это кощунством. Я вообще не знаю, что там сами оренбуржцы по этому поводу думают. Почему они этот памятник еще не снесли? О чем они думают? Они ждут, что я приеду и спихну этот постамент? За топор надо браться», — заявила женщина.
Однако инициативу поддержал проживающий во Франции внук полковника Иван Сладков: он выразил благодарность организаторам установки памятника и заявил, что хотел бы в будущем посетить это место.