Премьер-министр Финляндии Санна Марин 31 декабря заявила, что ее страна должна сохранять право на вступление в НАТО. В новогоднем обращении к согражданам, которое транслировала государственная телекомпания Yle, она сказала, что Финляндия должна дорожить свободой выбора во внешней политике. Президент Финляндии Саули Ниинисте в преддверии Нового года также выразил мнение, что страна вправе сохранять возможность вступления в НАТО. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа в беседе с Daily Storm сказал, что заявления властей Финляндии о НАТО — это потенциальная угроза национальной безопасности РФ.
«Любые [потенциальные] новые размещения вооружений вокруг нашей страны — это естественная, абсолютно понятная угроза нам. Мы вынуждены принимать контрмеры», — прокомментировал Чепа.
Однако, отметил депутат, реальное вступление Финляндии в Североатлантический альянс маловероятно, так как это невыгодно для нее: во-первых, она не обременена чрезмерными расходами на оборону, в отличие от членов альянса, во-вторых — сохраняет хорошие отношения с Россией.
Также Чепа заявил, что от вступления Финляндии в НАТО выиграют лишь производители оружия: «Это гонка вооружений, она никому не нужна. Она выгодна только производителям оружия, и больше никому. И вот эти производители оружия торгуют нагнетением обстановки».
Власти Финляндии сделали заявления о возможности вступления в НАТО на фоне напряженной ситуации на границе России и Украины. Как сообщают в последние недели иностранные СМИ, на западной границе находятся крупные соединения российских войск для вторжения на Украину. В Кремле неоднократно отвергали возможность нападения на соседнюю страну.
Также на фоне сообщений о ситуации на западной границе и возможности размещения вооружений НАТО на Украине МИД России 17 декабря опубликовал проекты договоров о гарантиях безопасности с альянсом и США. 9-10 января должны пройти переговоры Москвы и Вашингтона в Женеве, на 12 января намечена встреча в рамках Совета Россия — НАТО в Брюсселе. 13 января пройдут переговоры представителей России и ОБСЕ.