Бизнес готов привлекать заключенных к работе, а в 11 регионах страны уже созданы 715 мест мест для осужденных к принудительным работам, сообщили журналистам во ФСИН. Зэков хотят более активно направлять на стройки, переработку ТБО (твердых бытовых отходов), реализацию крупных госпроектов, а также на объекты сельского хозяйства. В ведомстве заявили, что заключенные получают от 20 тысяч рублей до 220 тысяч.
Как рассказала «Известиям» пресс-секретарь ФСИН Кристина Паньшина, средняя зарплата осужденных к принудительным работам отличается в зависимости от региона.
Например, в Приморском крае эта сумма составляет 20 тысяч рублей, но в некоторых субъектах страны эти суммы значительно выше, заверили в ведомстве.
«Так, имеются примеры получения осужденными заработной платы в размере 224 тысячи рублей (Белгородская область), 102 тысячи рублей (Новгородская область), 94 тысячи рублей (Приморский край), 80 тысяч рублей (Волгоградская область)», — подчеркнули во ФСИН.
Привлекать зэков к труду на бизнес начали с 2020 года. За безопасностью на объектах следит администрация исправительных центров, созданных на базе объектов организаций.
«При этом заключенные сами добираются до работы и обратно, поскольку принудительные работы не предусматривают изоляцию от общества. Те заключенные, которые не нарушают правил внутреннего распорядка и уже отбыли не менее одной трети срока наказания, могут жить со своей семьей в съемной или собственной квартире», — сообщили в службе.
«На сегодняшний день в 76 субъектах РФ создано 117 исправительных центров для отбывания принудительных работ с возможностью размещения там 8,7 тысячи человек. А в исправительных учреждениях содержится 180 тысяч человек, которые могут быть освобождены в связи с заменой наказания в виде лишения свободы на принудительные работы», — рассказали в ведомстве.
В публикации «Известий» отмечается, что осужденные стремятся попасть в такие исправительные центры, чтобы «получать зарплату, помогать своим семьям и погашать иски».
Однако директор Плодоовощного союза Михаил Глушков усомнился в таких цифрах, заявив, что аграриям вряд ли было бы интересно терять в деньгах, нанимая за более высокие зарплаты зэков вместо мигрантов.
В то же время эксперт подтвердил, что заключенные работают в теплицах на закрытой территории, и назвал такое сотрудничество плодотворным.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников заявил газете, что считает цифры, озвученные ФСИН, «фантастическими». По его словам, на деле заключенные в хозотрядах получают в среднем от трех тысяч до семи тысяч рублей.
«Трехзначные цифры могут быть только в двух случаях: ФСИН считает зарплаты не за месяц, а, например, за год, или это единичные эпизоды. Я лично за свою работу ни разу не видел заключенного, который получал бы порядка 200 тысяч рублей», — сказал он.
20 мая глава ФСИН Александр Калашников на совете омбудсменов по правам человека в Красноярске заявил, что ведомство предлагает создать в России трудовые лагеря для осужденных, которые могли бы заменить мигрантов, особенно в тех местах, где не хватает рабочих рук. Он подчеркнул, что речь идет о социализации преступников, а не о создании ГУЛАГа.
Глава ФСИН уточнил, что он поднимал этот вопрос во время разговора с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым, который рассказал о работающих на золотых приисках мигрантах из стран Средней Азии. Однако местные власти несут дополнительные расходы из-за того, что приходится организовывать для работников чартерные рейсы на родину.
24 мая глава Минюста Константин Чуйченко назвал правильной идею Калашникова о создании трудовых лагерей, чтобы осужденные могли заменять мигрантов. По его словам, сейчас обсуждается создание центров исправительных работ с количеством трудоустроенных заключенных от тысячи человек.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что после сокращения числа трудовых мигрантов из-за пандемии в России не хватает рабочей силы для реализации «амбициозных проектов». Кроме того, предложения Калашникова нашли отклик и в РЖД, где заявляли, что к модернизации Байкало-Амурской магистрали могут привлечь до 600 заключенных.