Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Российскому экспортному центру (РЭЦ) разработать проект значительного ослабления или полной отмены валютного контроля при экспорте российской IT-продукции. РЭЦ должен также представить свои наработки по упрощению «регулирования внешней торговли», «в том числе при экспорте программного обеспечения». Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов считает, что правительству следовало бы действовать аккуратнее и не торопиться с либерализацией экспорта.
По мнению экономиста, сама по себе эта инициатива не является плохой, но в текущих экономических российских условиях она выглядит очень рискованной. «Разумеется, это [упрощение или отмена валютного контроля] будет очень удобно для экспортеров, которые стремятся чувствовать себя очень свободно в обращении с валютой на своих счетах, — сказал собеседник «Шторма». — IT-отрасль будет в плюсе, особенно на фоне американских санкций, которые были введены против нескольких наших компаний. Но для всех остальных это не очень понятный сигнал».
Валютный контроль предполагает, что нельзя свободно использовать в международных расчетах доллары без санкций ЦБ. «Это стимулирует закупку только того, что нам действительно нужно: сложное промышленное оборудование и другие товары, которые мы не производим сами, — объяснил Колташов. — Однако предлагаемая мера по [смыслу противоречит] тому, что многие годы требовали наши «патриотичные» экономисты, которые хотели, чтобы внешняя торговля более жестко регулировалась».
Эксперт полагает, что предприниматели, не торгующие IT, могут и вовсе неправильно истолковать решение правительства отменить валютный контроль, восприняв его как сигнал для отказа от работы с российскими товарами: «При повышении НДС, когда товары в России стало производить еще дороже, выгоднее торговать тем, что не произведено в РФ, — и не надо платить повышенный налог».
Правительство в данном случае демонстрирует избыточную самоуверенность относительно общей ситуации в экономике, считает Колташов. «В кабмине поверили, что текущее экономическое оживление — это конец всех проблем, что кризис закончился и выдержали встряску 2014—2016 годов, — посетовал он. — Социально-политического кризиса не возникло, массовых акций протеста не было, экономисты патриотического толка поворчали, а значит, можно делать все, что хочется… Это очень опасный самообман».
«Проблема в том, что в ближайшее время может произойти спад в российской экономике, который покажет, насколько неразумны были решения, принятые для развития экономики», — заключил Колташов.
В соответствии с постановлением правительства №77 от 4 февраля 2014 года органом исполнительной власти, осуществляющим валютный контроль, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Специальные уполномоченные банки в России выступают в роли агентов, предоставляя отчеты по всем валютным сделкам Центробанку.