St
Экономисты оценили «ставку на дороги» при реализации майского указа Путина

Экономисты оценили «ставку на дороги» при реализации майского указа Путина

Только на модернизацию автодорожной сети в стране до 2024 года планируется потратить 8,42 триллиона рублей

Только на модернизацию автодорожной сети в стране до 2024 года планируется потратить 8,42 триллиона рублей
Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev

Минфин и Минэкономразвития России в рамках реализации майского указа президента о стратегических задачах развития до 2024 года планируют выделить на развитие автодорожной сети 8,42 триллиона рублей. Как пишет «Коммерсантъ», на выполнение некоторые других задач, например, в социальной сфере и цифровой экономике, суммарно потратят существенно меньше — около семи триллионов. Экономисты поддержали чиновников в необходимости масштабной модернизации автодорожной сети, указав также на необходимость создания современной железнодорожной отрасли.


Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов, который в СМИ часто критикует политику экономического блока правительства, сказал корреспонденту «Шторма», что кабмин в этот раз не ошибся, сделав ставку на дороги. Однако, по его словам, правительство в 2018 году уже просто вынуждено маркировать дорожную отрасль в качестве стратегической задачи.


«Эта мера является данью необходимости. Нам нужно поддержать экономический рост, и власти пытаются обеспечить сохранение экономической активности за [счет дорожного строительства], — объяснил эксперт. — Дороги — это, похоже, единственная сфера, в которую надо активно вкладываться, и эти вложения, я надеюсь, окажутся эффективными».  


Колташов также напомнил, что расходы на дорожное строительство имеют мультипликативный эффект. «То есть они положительно влияют на всю экономику, что общеизвестно. Однако ранее [со стороны правительства] было игнорирование этих общеизвестных истин, — отметил он. — Развитие транспортной инфраструктуры страны является необходимым условием для развития производства. Никакое расширение внутренней линейки товаров, то есть переработка собственного сырья и импортозамещение, невозможны, если не развивать транспортную систему».


По словам эксперта, не следует обращать внимание на указанные расходы по другим «частям» майского указа — что на социальную сферу и цифровую экономику планируется потратить гораздо меньше, чем на новые шоссе. Колташов полагает, что у правительства есть скорее некое общее понимание, какой должен быть эффект от преобразований, и оно, называя условные цифры расходов, просто расставляет задачи по рангу.


«Что касается, например, жилищного строительства, — продолжил экономист, — которому в новом указе практически не нашлось места, то не нужно забывать, что оно у нас в стране носит частный характер, а за счет бюджета субсидируется лишь ипотечная ставка. Кроме того, правительство считает, что существующие социальные программы по ипотеке и материнскому капиталу здесь работают».  


Сотрудник НИУ ВШЭ Евгений Андреев считает, что правительство осознало ошибочность политики, при которой на дороги деньги выделялись в уменьшающемся года от года объеме. «По меньшей мере расходы в этой отрасли должны расти хотя бы на уроне инфляции… Очевидно, что сейчас правительство встало перед задачей расширения автодорожной сети в стране и, установив для себя такой приоритет, намерено ее решить. Разумеете, дорожная программа — это хорошая инъекция для всей экономики, чтобы оживить ее рост», — сказал «Шторму» представитель ВШЭ. 


По мнению экономистов, реализация дорожной подпрограммы в рамках майского указа позволит также ускорить экономический рост в отстающих регионах, в первую очередь на Дальнем Востоке, а также закрепит успехи, достигнутые в последние годы в сельском хозяйстве, поскольку без модернизации дорожной сети и новых трасс всю выращенную в южных областях продукцию крайне трудно и затратно доставлять до рынков сбыта.


В качестве зарубежного примера эксперты приводят Китай — к его опыту, по их мнению, следует присмотреться правительству при реализации майского указа. Колташов подчеркнул, что помимо современной автодорожной сети в России должны появиться высокоскоростные железные дороги, которые уже есть в Поднебесной: «Это на самом деле то, что нам необходимо для разгона экономики. С помощью этих дорог можно было не только путешествовать, но и перевозить грузы». 


«Я понимаю, что огромная часть выделенных денег будет просто украдена через систему бесконечных субподрядов и пересмотров стоимостей всех работ, но, даже учитывая такие жуткие практики, нужно признать, что выделение денег на дороги будет иметь положительный эффект», — заключил Колташов.   


Президент России Владимир Путин подписал майский указ 7 мая после церемонии инаугурации. В документе, который называется «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», отмечены стратегические задачи, в частности — повышение средней продолжительности жизни россиян, а также улучшение показателей их благосостояния.