Правительство и Центробанк могут провести так называемый бюджетный маневр – снизить расходы на оборону и правоохранительную систему и увеличить расходы на образование и здравоохранение. План хотят претворить в жизнь уже в 2018 году. Как сообщали «Ведомости», рассматривается вариант с увеличением подоходного налога до 15%. Экономисты рассказали «Шторму», какие маневры необходимы экономике России, но вряд ли произойдут.
«Прорабатываются разные варианты этого бюджетного маневра… Они показывают, что увеличение расходов на все чувствительные позиции — прежде всего образование, здравоохранение и инфраструктура — это примерно плюс 1,5-2% ВВП, по доле этих расходов в ВВП по консолидированному бюджету», — цитирует РИА Новости помощника президента Андрея Белоусова.
Высокопоставленный чиновник также отметил, что повышение расходов на социалку произойдет за счет «относительного сокращения других расходов, за счет оптимизации налогов». Отмечается, что одним из авторов идеи бюджетного маневра выступает глава Центра стратегических разработок (ЦСР) и бывший министр финансов России Алексей Кудрин.
Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов заявил, что предлагаемый Кудриным и его командой план, в принципе, выполним и реален. «Во многом предлагаемый вариант является даже желательным. Социальные расходы — это чрезвычайно производительная с точки зрения экономики трата денег из бюджета. Построенные школы, работающие детские сады, разные формы пособий — это все приводит к экономическому развитию, – отметил Колташов. — В свою очередь, расходы на бюрократический аппарат не ценны для экономики. Как правило, создающиеся там рабочие места абсолютно бесполезны».
Однако в предлагаемом ЦСР плане есть «подводные камни»: «Кудрин — это старый мастер простых решений для очень сложных задач. Например, в нулевые годы он решал очень сложную задачу по развитию промышленности путем создания валютных резервов. Эти резервы, кстати, потом очень помогли стране — в том числе и в 2008-м, и в 2014 году. Но если бы мы тогда опирались на более мощную промышленность, то нам не нужно было бросать в топку десятки миллиарды долларов, чтобы стабилизировать ситуацию».
По словам экономиста, правительство и члены ЦСР должны выбрать более сложный и эффективный пакет мер стимулирования экономики, считает Колташов. «Проблема в том, что решения могут здесь быть гораздо более интересными: прогрессивный налог; заградительные таможенные пошлины на вывоз из страны сырья и на ввоз товаров, которые очевидно могут производиться в РФ, например, тех же канцелярских принадлежностей; замена подоходного налога на налог с продаж», – отметил собеседник «Шторма».
Повышать налоги, особенно для рядовых граждан, вообще недопустимо, считает Колташов: «Это никак не стимулирует потребителей. Думаю, что этот налог вообще нужно отменить для нескольких групп населения, например, для малоимущих, а для остальных ввести прогрессивную шкалу».
На вопрос «Шторма», может ли правительство за счет более высоких цен на нефть, по сравнению с заложенными в бюджете (40 долларов за баррель), профинансировать здравоохранение и образование, ответил директор учебного центра «Капитология» Артем Гиневский. Он полагает, что власти просто не могут уже играть в «нефтяную рулетку», которая на протяжении многих лет выручала бюджет, однако в 2008-м 2014-м едва не привела к крушению экономики: «Чтобы продолжать играть в эту «азартную игру», нужно иметь на руках какие-то фишки, козыри. А когда у тебя козырей не осталось — ни Фонда национального благосостояния, ни резервов у Пенсионного фонда — ты понимаешь, что не можешь дальше играть и выигрывать».
«Конечно, привязываться к нефтедолларовым доходам нельзя. Нефти в мире сейчас «как грязи», и она никому не нужна. Нет никаких поводов, чтобы она в цене подросла. Конечно, нужно начинать проводить другую экономическую политику», – добавил Гиневский.
В реальности планов руководства страны усомнился политолог и экономист Михаил Хазин. Он считает, что правительство не отважится провести эффективную реформу. «У этого правительства денег всегда будет становиться все меньше и меньше, и на социалку они не хотят тратиться – это политика правительства. Именно поэтому я не ожидаю, что ситуация для людей улучшится, – сказал он «Шторму». – Можно ли изменить ситуацию? Можно, но для этого нужно сменить правительство... Нужно переходить к экономическом росту и в его рамках увеличивать социальные расходы».
Хазин добавил, что в условиях дефицитного бюджета просто перекинуть деньги из одного «кармана» в другой невозможно: «Понимаете, если кошелек все время сохнет, то, перебрасывая деньги из одной его части в другую, ничего не добиться».
Президент России Владимир Путин в середине декабря 2017 года подписал закон о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-го и 2020 года. Общие цифры в главном финансовом документе страны выглядят следующим образом: доходы – чуть более 15 триллионов рублей в течение 2018-2019 годов и чуть более 16 триллионов в 2020 году. Расходы запланированы на уровне 16,5 триллиона рублей в 2018-2019 годах и чуть более 17 триллионов в 2020-м. Все доходы заложены с учетом среднегодового курса доллара на уровне 64 рублей и цены на нефть марки Urals 40 долларов за баррель.