Цена барреля нефти марки Brent поднялась до 65 долларов на Лондонской и Московской биржах. За сутки котировки на нефтяные фьючерсы выросли более чем на два с половиной процента. Многих российских трейдеров скачок цен застал врасплох, утверждают СМИ, поскольку еще в начале декабря был зафиксирован рекорд по объему проданных контрактов, проданных в шорт. «Шторм» выяснил у экспертов, чем вызваны колебания цены на черное золото и ждут ли биржевики разворота растущего тренда.
За границей резкий скачок цен на нефть связали с аварией на трубопроводе Forties в Северном море. Экономист Алексей Шабанов считает, что такие ЧП не могут серьезно отражаться на рынке в краткосрочной перспективе.
«Эта авария – второстепенное событие с точки зрения его влияния на рынок, – заявил в интервью корреспонденту «Шторма» Шабанов. – Рост цен связан прежде всего с продлением ОПЕК договора с Россией и той статистикой, которая выходит по всей мировой экономике. Зима – это время всегда повышенного потребления энергоресурсов. Разумеется, 2017 год – не исключение».
Трейдеры прекрасно знают, как устроен рынок и насколько сильными могут быть колебания цен на нефть в среднесрочной и краткосрочной перспективах, поэтому никакой паники и отчаяния на биржах быть просто не может, убежден Шабанов: «Цена нефти не выросла навсегда. Для всех очевидно, что ценник в 65 долларов не вечен. Цены на нефть очень нестабильны в принципе. Очевидно, что они будут меняться и в будущем. Скачки могут быть как в одну, так и в другую сторону в течение даже ближайших дней».
После появления сообщений с мировых площадок о росте цен, Bloomberg со ссылкой на правительство Катара опубликовал материал, в котором было высказано предположение о возможном разрыве соглашения о сокращении объемов нефтедобычи между странами, входящими в ОПЕК, и Россией.
«Это не более чем слухи, которые, уверен, слухами так и останутся, – уверен Шабанов. По его словам, никто не собирается разрывать сделку, которая выгодна для всех: ОПЕК, России и даже США. «Цена на нефть выросла, и это хорошо не только для России и стран ОПЕК, но также и для США и Канады, где активно добывается сланцевая нефть, – заметил экономист. – Я не вижу предпосылок для того, чтобы ОПЕК так импульсивно отреагировала. Да, соглашение может быть скорректировано: если цены пойдут вверх слишком быстро, то, возможно, квоты по добыче будут немножко увеличены».
«Шторм» также спросил у экспертов, чего стоит ожидать от цен на нефть до конца 2017 года. Финансовый аналитик АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин считает, что к 1 января ожидается небольшое снижение. «Мы ожидали, что нефть будет дешевле 65 долларов. Мы прогнозировали, что котировки выйдут на такой уровень только к концу 2018 года, – сказал Нигматуллин. – Но мы не меняем прогнозы и в рамках базового сценария ждем, что к концу 2017 года цена на нефть марки Brent будет ниже 65 долларов. Возможно, 31 декабря мы увидим 60 долларов за баррель. Каких-то апокалиптических, резких движений вверх или вниз мы не ждем».
Он также отметил, что в 2018 году ожидаемый рост экономики Индии может спровоцировать увеличение спроса на энергоресурсы и, как следствие, повышение цены черного золота.