St
«Если человеку за 60, то он ломается»: Сафронов раскрыл особенности следствия дел о госизмене
18+
Экс-журналист подчеркнул, что на подозреваемых и обвиняемых оказывается большое давление undefined

«Если человеку за 60, то он ломается»: Сафронов раскрыл особенности следствия дел о госизмене

Экс-журналист подчеркнул, что на подозреваемых и обвиняемых оказывается большое давление

Задача для следователей, которые ведут дела о госизмене, не заставить человека признаться, а заставить сдать других, заявил в статье для «Ведомостей» экс-журналист и советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов. Молодой человек, находящийся более года в СИЗО, отметил, что многие обвиняемые соглашаются на сделку со следствием, особенно пожилые, но сам он твердо от этого отказался. По его мнению, некоторые дела о госизмене появились из-за страха следователей лишиться работы, потому что поймать настоящего шпиона сложно.


«Если тебе 30 лет, в конце концов, все можно пережить и перетерпеть. Но если обвиняемому уже за 60 и впереди маячит солидный срок на зоне, то человек ломается. Его нельзя судить за это каждый сам волен делать свой выбор», цитирует издание слова Сафронова.


«Но я неоднократно слышал, что в местах лишения свободы информацией о «досудебщиках» интересуется не только администрация исправительной колонии, но и осужденные. Я свой выбор, к слову, сделал никаких сделок», добавил экс-журналист.


Сафронов указал, что когда человека задерживают по делу о госизмене, то к этому моменту у следователя уже не менее «пяти-семи томов». При этом на оказавшегося в СИЗО человека начинается давление, по его словам: например, внушается мысль о «шаткости положения», об арестанте «забывают» и так далее.


«Изоляция от внешнего мира ломает человека и коверкает его психику пугают неизвестность и непонимание происходящего. Мгновенный разрыв социальных связей невозможно компенсировать ничем», сообщил он.


«Оказавшись один на один с собой и своими мыслями, человек начинает верить во что угодно. В том числе что он, возможно, действительно шпион, предатель Родины. Эти мысли очень важны для следователя, они потом буквально культивируются всеми доступными способами», добавил советник главы «Роскосмоса».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Экс-журналист привел статистику: по его данным, в год по статьям о шпионаже осуждается где-то до 10 человек при этом следствие по каждому делу идет 17 месяцев. Он добавил, что по таким статьям могут задержать любого, кто контактировал с иностранцем, «чиновника, домохозяйку, продавщицу, журналиста, ученого», потому что возбуждение уголовного дела «не самоцель для следователя».


«Ему куда важнее построить так называемую уголовную прогрессию. Ее смысл в том, что обвиняемый не только признает вину, но и даст показания на других людей, благодаря чему следствие получает возможность возбуждать все новые и новые дела», подчеркнул Сафронов.


Если же человек готов отстаивать свою позицию, то следователь, продолжил экс-журналист, начинает предлагать заключить сделку за счет снижения срока, упирать на родных или предложить звонок близким. Самой уязвимой в этом плане категорией граждан оказываются ученые, особенно если они в возрасте, считает Сафронов.


Советник главы «Роскосмоса» также рассказал, что дело его соседа, который сначала подозревался в контрабанде запчастей к военной технике (гражданин Украины, экс-футболист Василий Василенко) и по которому ему грозило три года колонии общего режима, переквалифицировали на дело о шпионаже. И если в случае с контрабандой украинец признавал вину, то здесь отказался и получил 12 лет колонии строгого режима, отметил Сафронов.


«Безусловно, среди тех, кого обвиняют в шпионаже/госизмене, действительно есть те, кто сотрудничает с иностранными спецслужбами, но настоящих шпионов, думаю, не хватает. А система требует все новых и новых дел, <...> по-другому она не умеет», заметил он.

«Полагаю, что и следователи сами это понимают не будет дел, возникнут вопросы к их компетенции у начальства: мол, это не шпионов мало, а вы плохо работаете. За такое можно и 13-й зарплаты лишиться, да и звание очередное не получить», уточнил экс-журналист.


Советник главы «Роскосмоса», бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов был арестован 7 июля 2020 года. Против него возбуждено дело о государственной измене. Вину Сафронов не признает. По версии ФСБ, он был завербован чешской спецслужбой в 2012 году. Следствие полагает, что Иван Сафронов работал на Управление по внешним связям и информации Чехии, а конечным получателем секретных данных были США.


25 мая 2021 года Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу защиты на продление ареста Сафронову. Ранее ему продлили срок содержания под стражей до 7 июля. Адвокаты не раз подчеркивали, что правоохранители до сих пор не конкретизировали обвинения их подзащитному. Кроме того, их не ознакомили с большинством материалов и не проводят активных следственных действий по делу.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...