В учреждениях ФСИН, несмотря на слова главы службы Александра Калашникова, все же существуют так называемые кол-центры, состоящие из заключенных, которые «обманывают доверчивых граждан». Об этом заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн. Полностью побороть это явление вряд ли возможно, добавил он, но пронести незаконно телефон в тюрьму стало довольно дорого, штрафы существенно возросли.
«К сожалению, такие кол-центры, или маленькие артели по обзвону доверчивых граждан, вопреки заявлению руководства ФСИН России, существуют», — цитирует РБК Хинштейна.
Парламентарий, отмечает издание, сделал свое заявление в кулуарах выездного заседания межфракционной рабочей группы ГД по выработке предложений по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.
Хинштейн подчеркнул, что проблема с мошенническими кол-центрами сейчас не такая огромная, как несколько лет назад, потому что силовики усилили оперативные мероприятия. Кроме того, возбуждено большое число уголовных дел: либо по месту совершения преступления, либо по месту нахождения потерпевших, добавил он.
«Была до этого большая проблема, когда звонок идет из Находки, пострадавший [находится] в Калининграде. И вот один орган другому пересылает, потому что никто не хочет брать <...> Были подключены оперативно-сыскные подразделения, которые стали четко специализироваться на противодействии звонкам из мест лишения свободы», — сообщил Хинштейн.
Он рассказал, что сейчас правоохранители действуют иначе — сразу блокируют все номера и все телефоны, находящиеся в местах лишения свободы.
Депутат признал, что вряд ли действия силовиков и законодателей полностью избавят тюрьмы от нелегального использования телефонов заключенными.
«Но то, что доступ к ним будет все сложнее, — это факт. Сегодня стоимость проноса телефона в «Бутырку» или «Матросскую тишину», по оперативным данным, составляет от 200 тысяч рублей и выше. Понятно, что не каждому сидельцу такое по карману. Еще год назад эти расценки были соизмеримо ниже», — добавил он.
Парламентарий также уточнил, что сейчас депутаты ждут отзыва Минюста на предложение ужесточить ответственность за пронос средств связи в учреждения ФСИН.
«Предварительно с [главой министерства Константином] Чуйченко мы это детально обсудили, идеологически коллеги нас поддержали», — сообщил Хинштейн.
18 мая глава ФСИН Александр Калашников назвал «придуманной» проблему о существовании мошеннических кол-центров в колониях. По его словам, такие объединения злоумышленников «создаются в гражданском сообществе». По этому вопросу ведомство проводило исследования с органами внутренних дел и ФСБ, добавил Калашников.
В то же время он признал, что в СИЗО и колонии по-прежнему пытаются пронести запрещенные предметы. По его словам, руководство ФСИН выявляет «факты предательства со стороны сотрудников», но ведомство активно с этим борется.
В июле ФСИН должна отчитаться перед Советом безопасности о проведенной работе по проблеме. Глава ведомства уверен, что к этому сроку проблему полностью ликвидируют.
9 марта президент России Владимир Путин подписал закон об отключении от обслуживания сотовых номеров, которые используются заключенными в местах лишения свободы. Согласно закону, операторы обязаны прекратить оказание услуг по номерам, которые используются осужденными.
В пояснительной записке сообщалось, что в 2018 году в учреждениях уголовно-исправительной системы было изъято более 56 тысяч средств связи, несмотря на действующий запрет для заключенных иметь их при себе. За попытку передачи телефона на режимных территориях были задержаны более пяти тысяч человек. По словам авторов инициативы, мобильные телефоны в местах лишения свободы часто используются для совершения мошенничества, оказания давления на свидетелей, координации действий находящихся на свободе членов ОПГ.
В октябре 2020 года «Коммерсантъ» писал, что ФСИН хочет установить технику, которая может ситуативно генерировать помехи сотовой связи. По информации издания, на это потребуется три миллиарда рублей из бюджета. В конце ноября сообщалось, что Минцифры раскритиковало проект ФСИН и отправило его на доработку.