Видеозаписи, на которых бойцы Вооруженных сил Украины (ВСУ) расстреливают российских военнопленных, являются подлинными. Об этом сообщает газета The New York Times (NYT), проанализировавшая кадры убийства.
18 ноября в Сети появились два видео. На первом российские военные выходят из здания и ложатся на землю, видео завершается стрельбой. Оно обрывается на моменте, когда один из российских военных выходит из здания. На втором видео с дрона сняты тела военнопленных, лежащие в крови. Убийства, вероятно, произошли в селе Макеевка в Луганской народной республике, NYT подтвердила это место расстрела. При этом издание указывает, что пока неясно, как именно и почему были убиты российские военнопленные.
Медицинский советник организации «Врачи за права человека» Рохини Хаар заявил NYT, что большинство пленных, вероятно, убиты выстрелами в голову. Он отметил, что на видео присутствуют лужи крови, это говорит о том, что тела убитых оставили на месте расстрела.
Эксперт добавил, что сдавшиеся российские военные лежали на земле с вытянутыми руками или держали их за головой. Это фактически указывает на их статус военнопленных, сказал Хаар. Он также указал, что согласно Римскому статуту убийство или ранение военнопленного является нарушением законов международного вооруженного конфликта.
Ива Вукусич, эксперт Утрехтского университета (Нидерланды) по уголовному преследованию военных преступлений, сказала журналистам, что важно определить, в какой момент убили российских пленных. Трудно судить, совершили ли ВСУ военное преступление, только на основании видеозаписей, сказала эксперт.
«Одномоментно одной-двумя очередями или сразу после того, как выходит последний русский и стреляет в украинцев?» — указала Вукусич.
Если военных расстреляли в отместку за действия их вооруженного товарища, вышедшего из здания, это является преступлением, отметила эксперт. Если же их застрелили «сгоряча», не обыскав до этого, это нельзя считать явным преступлением, сказала она.
«Если этих военнопленных еще не обыскивали, то украинцы не знают, вооружены ли они, даже если они находятся на земле», — заявила эксперт.
Действия последнего российского военного также имеют решающее значение, подчеркнула Вукусич. По ее словам, если боец изобразил свою сдачу в плен, это также может преследоваться как военное преступление в соответствии с Женевскими конвенциями. Вполне возможно, что если бы последний российский военный не выстрелил, остальные пленные были бы живы, считает она.
Вукусич добавила, что прокурор Международного уголовного суда, вероятно, изучает опубликованные кадры расстрела, поскольку они стали резонансными. Для расследования убийства необходим выезд на место происшествия, чтобы установить все обстоятельства расстрела, собрать гильзы, провести экспертизы, сказала она.
По словам Вукусич, власти Украины способны провести расследование убийства пленных и должны опубликовать его результаты. Киев должен послать сигнал, что он не хочет «грязного конфликта», заключила эксперт.
Минобороны России заявило, что «выродки» из ВСУ убили более 10 российских военнопленных. Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве и жестоком обращении с военнопленными. В управлении верховного комиссара ООН по правам человека также заявили, что международная организация изучает видео с расстрелом пленных.
Вице-премьер Украины Ольга Стефанишина заявила, что Киев проведет расследование после публикации видео с убийством российских пленных. При этом, по ее словам, маловероятно, что кадры расстрела подтверждают версию РФ.