St
«Газпром» без лопастей: правительство может лишить нефтяников вертолетов

«Газпром» без лопастей: правительство может лишить нефтяников вертолетов

У компании 78 вертолетов, из которых более 50 — это Ми-8, в том числе старого, советского производства

У компании 78 вертолетов, из которых более 50 — это Ми-8, в том числе старого, советского производства
Фото: © wikipedia.org/Igor Dvurekov

Все вертолеты Ми-8 старше 25 лет могут быть отправлены в утиль в рамках масштабного правительственного проекта по модернизации российского авиапарка. Ответственными за решение задачи станут Минпромторг и Минтранс, пишет «Коммерсантъ». Радикальный план правительства может нанести удар прежде всего по нефтегазовой отрасли, в том числе по «Газпрому», у которого больше половины всех вертолетов — это «восьмерки».


«Это не решение. Вся работа на Севере просто встанет: нефтянка, полярники; доставка почты, пенсий, газет, продуктов и так далее. Цены на билеты могут вырасти в пять раз. Сейчас вся вахта на северах на Ми-8 держится… Это [замена старых вертолетов] гигантская проблема, которую нужно рассматривать со всех сторон, и какого-то одного простого решения просто не может быть», ­— объяснил абсурдность плана правительства «Шторму» источник в «Русском доме авиации».


У одной из крупнейших российских нефтегазовых компаний — «Газпрома» — есть собственный авиаперевозчик — «Газпром авиа», у которого в 2016 году было 78 вертолетов, из которых 69 — это машины семейства Ми-8. В 2007-2010 годах компания получила 17 новых Ми-8АМТ и Ми-171 (один из которых разбился в 2009 году в катастрофе на Алтае). В 2015-м «Газпром» получил еще две новые машины Ми-8МТВ-1. Когда были произведены остальные несколько десятков вертолетов, в «Газпром авиа» «Шторму» отказались уточнить, сославшись на секретность информации. «У нас есть вертолеты и которым и семь лет, и которым больше 25», — ответил представитель компании.


Советские Ми-8 более неприхотливы, в отличие от иностранных машин. Так, отечественный винтокрылый аппарат может храниться вне ангара на простой швартовке, в то время как, например, итальянская «Августа» — только под крышей. В правительстве пытаются объяснить необходимость срочного обновления авиапарка аварийностью старой техники. Но в большинстве последних аварий, например с тем же с Ми-8, причиной авиакатастрофы становилась ошибка экипажа.


«Нет летчиков: плохо проводится их подготовка, они мало летают за небольшие зарплаты. А техника советского производства зачастую по своему качеству даже лучше, чем та, которая сейчас выпускается», ­— сказал источник в компании по поставкам запчастей к вертолетам.


План радикального обновления вертолетного парка в России обсуждается в правительстве уже на протяжении года — еще летом 2017 года предложение о необходимости списания всех советских Ми-8 был озвучен Объединенной авиастроительной корпорацией и «Вертолетами России». Однако утилизировать вертолеты тогда не решились, несмотря на увещевания о необходимости загрузить заказами простаивающие заводы.


Новые российские Ми-8 зачастую оказываются дороже иностранных аналогов, например той же итальянской «Августы». Цена на новый Ми-8 может достигать 14,5 миллиона долларов, а на европейски аппарат — 12 миллионов. Далеко не каждая компания-авиаперевозчик способна сразу же раскошелиться на такую сумму, отметил источник «Шторма».


«Коммерческих заказов на новые «восьмерки» нет, — есть только закупки государства. Иностранные партнеры также постепенно отказываются от Ми-8 из-за очень высокой цены, — посетовал источник. — Кроме того, нельзя просто так взять и купить вертолет — у него существует определенный срок производства. Некоторые запчасти для вертолетов делаются по полгода».


Альтернативой правительственной инициативе могла бы стать программа по постепенному снижению себестоимости новых вертолетов. «В идеале она [себестоимость] должна быть в два-три раза меньше, чем сейчас… Нужно постепенно выводить старые самолеты и вводить новые, а не делать все в авральном режиме одним махом», — считает собеседник.


По его словам, необходимо также модернизировать законодательство, например, в области поставок и контроля качества комплектующих и запчастей для российских вертолетов. Таким образом, за меньшие деньги, которые не нужно будет тратить на производство колоссального количества новых вертолетов, удастся значительно снизить аварийность полетов, в том числе и на старых машинах.