Швейцарские судебные приставы наложили арест на активы оператора проекта «Северный Поток — 2» Nord Stream 2 AG, который на 100% принадлежит «Газпрому». Решение принято в рамках исполнения предписаний Стокгольмского арбитража по взысканию с российской нефтегазовой компании 2,6 миллиарда долларов в пользу украинского Нафтогаза. Юрисконсульт, осведомленный о ходе судебной тяжбы считает, что арест активов «Газпрома» в Швейцарии может спровоцировать появление новых исковых требований к компании.
По словам специалиста, такие решения не «будут иметь никакого отношения к существующим договоренностям между «Газпромом» и «Нафтогазом», а под удар попадут в первую очередь активы «дочек» «Газпрома». «То движение, которое началось, — это уровень приставов… Очевидно, что история с арестом активов в Швейцарии — это только самое начало», — сказал собеседник «Шторму».
После того как запустился процесс взыскания в соответствии с зимним решением Стокгольмского арбитража, любое имущество, которое принадлежит доле в различных подразделениях «Газпрома», может быть подвергнуто наложению ареста, объяснил юрисконсульт ситуацию с активами Nord Stream 2 AG в Швейцарии.
«Делается это по месту [юридической] прописки кокой-то конкретной компании. В данном случае у Nord Stream 2 AG юридический адрес был в Швейцарии, — отметил юрист. — Но нельзя забывать, что Nord Stream 2 AG обслуживают — и я хочу это подчеркнуть — лучшие юридические компании Швейцарии, Германии, Голландии, Италии и Франции… Против тех судебных решений, которые сейчас пытаются исполнить [против «Газпрома» и Nord Stream 2 AG], уже сейчас идет мощнейшее противодействие».
Он напомнил, что в последние годы, «когда идут постоянные атаки на «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2», претензии различного рода предъявлялись и к «Газпрому», и к тем компаниям, которые так или иначе участвовали в строительстве этих газопроводов, однако во всех случаях российская компания сумела отбиться: «Да, все эти претензии в какой-то момент «набирали обороты», но в результате все это оканчивалось нулем с их стороны… Вот увидите — все закончится чрез полтора года!»
Ситуация с арестом активов Nord Stream 2 AG в Швейцарии никак не повлияет на работу «Северного потока — 1», строительство «Северного потока — 2» и вообще транзит российского газа в Европу, убежден собеседник. «Что касается строительства «Северного потока — 2», то здесь нужно было предпринимать что-то раньше — сейчас стройку уже не остановить, поскольку все документы подписаны», — отметил он.
Судебная тяжба «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже и арест активов российской компании в Швейцарии сильно ударили по авторитету европейских судов, считает юрисконсульт.
«Вообще-то, суд в Европе, США всегда вне политики. Однако в истории с решением Стокгольмского арбитража мы видим, что их судьи решили отойти от этого принципа, приняв чисто политическое решение. Они обосновали его тем, что у Украины очень тяжелое экономическое положение, и, несмотря на положения договора между «Газпромом» и «Нафтогазом», принимается решение в пользу украинской стороны… Та вера, которая была в европейские суды, сейчас пропала», — заключил эксперт.
Газовый спор между Украиной и Россией длится с 2014 года. В начале марта Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования украинского «Нафтогаза» к «Газпрому», и, с учетом ранее присужденной в пользу российского предприятия суммы, компания обязана заплатить «Нафтогазу» 2,6 миллиарда долларов. В «Газпроме» заявили, что не согласны с этим решением и будут его оспаривать.