Генпрокуратура России обратилась в Гагаринский суд Москвы с иском о взыскании 126,5 миллиона долларов с экс-министра Открытого правительства Михаила Абызова и Альфа-Банка. По версии следствия, эти деньги, которые Абызов выручил от незаконных сделок, он вложил в блокчейн-платформу TON мессенджера Telegram, но так как проект не состоялся, деньги должно получить государство. Заседание назначено на 12 августа.
«В суд поступил иск от заместителя Генпрокурора РФ к Абызову и Альфа-Банку, в котором представитель надзорного ведомства требует взыскать с ответчиков более 126 миллионов долларов в пользу государства. Предварительное заседание (беседа) по этому иску назначена на 12 августа нынешнего года», — сообщили ТАСС в суде.
Источники в силовых структурах сообщили «Коммерсанту», что иск подал обратился замглавы Генпрокуратуры Анатолий Разинкин, курирующий следствие в центральных аппаратах СКР и МВД. В частности, ведомство требует взыскать с Альфа-Банка 104,5 миллиона долларов, а с Абызова — 22 миллиона долларов «как имущество, полученное в результате отмывания коррупционного дохода».
Газета указывает, что иск является продолжением судебного разбирательства о взыскании с экс-министра Открытого правительства 32 миллиардов рублей. По версии следствия, Абызов инвестировал часть вырученных от сделок средств (115 миллионов долларов) под проценты в проект блокчейн-платформы TON мессенджера Telegram. Из-за того, что проект Павла Дурова не был реализован, Генпрокуратура настаивает, что эти деньги должны быть возвращены государству.
В ведомстве подчеркнули, что эти деньги были получены Абызовым в результате коррупционных сделок. В публикации также указывается, что Абызов «для сокрытия данного имущества от взыскания» по договоренности с Telegram и Альфа-Банком «произвел замену подконтрольных организаций и в целях погашения своих и связанных с ним компаний обязательств перечислил на открытые в этом банке счета транзитных иностранных компаний».
«Очевидно, речь шла о погашении долгов принадлежавшей Абызову компании Е4 перед банком, оцениваемым, по разным данным, в 10 миллиардов рублей», — пишет газета.
При этом Альфа-Банк провел операции с «нелегальными средствами» Абызова, обратив в свою собственность 104,5 миллиона долларов, а остальные 22 миллиона долларов Абызов «направил на счета подконтрольных ему лиц», считает Генпрокуратура.
В ведомстве подчеркнули, что действия Абызова и Альфа-Банка «противны основам правопорядка и нравственности» и что они носили «антисоциальный, а их договоренности — ничтожный характер». В иске также указано, что ответчики преследовали цель в виде легализации коррупционного имущества и его сокрытия от контролирующих органов.
«Пока нам неизвестны детали поданного иска, но в любом случае мы ничего противозаконного не делали, и Альфа-Банк в принципе всегда действует строго в рамках закона», — сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе банка.
Михаил Абызов больше двух лет находится в СИЗО. Следователи считают, что он, гендиректор RU-COM Николай Степанов и его заместитель Максим Русаков создали преступную группировку для совершения особо крупного мошенничества, ущерб от которого составил четыре миллиарда рублей.
По версии следствия, в 2012—2014 годах Абызов, будучи выгодоприобретателем нескольких офшоров, вместе с сообщниками обманул акционеров новосибирских ОАО «СИБЭКО» и ОАО «Региональные электрические сети», убедив их в необходимости проведения сделки, по которой структуры экс-министра продали им акции других компаний по завышенной цене. В СКР также считают, что это привело к росту тарифов в Новосибирской области.
Также правоохранители считают, что Абызов незаконно вывел в заграничные компании более 32 миллиардов рублей и совершил коммерческий подкуп, передав 78 миллионов рублей акционерам «СИБЭКО». Фигурантами по делу проходят 15 человек. 11 из них предъявлены обвинения, четверо в розыске.