Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подробно изложил свое мнение о ситуации с блокировкой мессенджера Telegram. Он заявил, что позицию «наша любимая тележенька лучше всех, мы хотим работать только в ней» перевешивает террористическая угроза и к решению о блокировке Telegram привел отказ Павла Дурова от сотрудничества с российскими госорганами. Вместе с тем Жаров признал невозможность блокировки всех прокси-серверов и сервисов в мире, с помощью которых можно обойти блокировку. Кроме того, главе Роскомнадзора известно, что техническая возможность получить ключи шифрования существует только для «несекретных и открытых» чатов в Telegram и отсутствует для секретных чатов, где используется шифрование end-to-end.
«Вот любой мессенджер можно сравнить с неким доходным домом. В нем живут люди, занимаются бизнесом, проводят свободное время, общаются. Представим, что в этом доходном доме появляются террористы. Вполне логично, что в этом случае правоохранительные органы обращаются именно к владельцу жилья с просьбой получить доступ в дом и пресечь террористическую угрозу. Но владелец отвечает отказом. Вот ситуация с Telegram выглядит ровно так», — прокомментировал ситуацию Жаров в интервью «Известиям».
Роскомнадзор исполняет решение суда, и суд принял решение заблокировать мессенджер в связи с тем, что «диалога с администрацией Telegram фактически нет, она демонстрирует полное нежелание взаимодействовать. На связь выходят только нанятые в России адвокаты сервиса Telegram», сказал Жаров. Он обвинил Дурова в использовании «достаточно жестких методов» борьбы с блокировкой, которые не учитывают «интересы добропорядочных ресурсов». Речь шла о миграции мессенджера на IP-адреса подсетей Amazon и Google.
«Telegram должен быть убран из App Store и Google Play, это первое. Второе — американские компании должны создать технические условия, которые сделают сервис недоступным на территории России», — сказал Жаров.
Тему обхода блокировки Telegram с помощью сервисов VPN, анонимайзеров и прокси-серверов руководитель Роскомнадзора прокомментировал следующим образом: «Если вы меня спросите, возможно ли заблокировать все проксирующие программы — думаю, нет. Начиная от самописных на коленке и заканчивая коммерческими — их сотни тысяч. Но отдельные наиболее широкого использования — да, возможно заблокировать. И мы видим программы, которые обеспечивают доступ к террористическому контенту».
На вопрос, что конкретно Роскомнадзор намерен предпринять в связи с массовым обходом блокировки Telegram, Жаров отметил, что к людям, которые в Telegram занимаются обычной жизнью — создают ботов, ведут каналы «ни у РКН, ни у ФСБ, ни у государства нет вопросов и претензий... Вопрос не к пользователям, вопрос к администрации мессенджера. Господин Дуров, как одаренный маркетолог и пиарщик, «переводит стрелки» на аудиторию и создает конфликт между органами власти и аудиторией. А его как раз и нет».
Попытки Telegram-каналов призвать к массовому скачиванию VPN — это попытка выставить себя элитой, считает Жаров: «Мы на балу, а вы, кто не скачал, наблюдайте в окошко». «Однако мне кажется, для людей должно быть важно, с кем они находятся рядом — с террористами или нормальными людьми», — добавил он.
13 апреля Таганский районный суд постановил заблокировать Telegram. Позже Роскомнадзор внес мессенджер в список запрещенных сайтов. Доступ к Telegram должен быть ограничен до передачи ФСБ ключей шифрования переписок пользователей. Основатель мессенджера Павел Дуров заявил, что считает решение о блокировке антиконституционным и что компания продолжит отстаивать право на тайну переписки россиян.