Сенаторы Сергей Рябухин, Евгений Бушмин и Виталий Шуба внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий приведение федерального закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта...» в соответствие с ГОСТом по водке. Нижняя граница крепости водки в законе снизится на полградуса до 37,5%, а верхняя останется на уровне 56%. Это нововведение поможет оптимизировать сбор акцизных поступлений в бюджет.
Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев в интервью «Шторму» объяснил логику инициативы. По его словам, два документа, которые регулируют в России производство водки, достаточно сильно между собой отличаются. «Первый — это закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта», второй — это собственно ГОСТ. В законе указано, что водка может быть крепостью от 38 до 56 градусов, а в ГОСТе минимальный градус установлен на уровне 37,5 градуса», — рассказал Косарев.
Необходимость «подгонки» закона к ГОСТу связана с взаимоотношениями России с другими странами. Косарев отметил, что, например, поставлять в США водку крепостью 37,5 градуса с точки зрения акцизов дешевле, чем классическую 40-градусную. «Но мы сейчас фактически не можем производить водку крепостью 37,5 градуса, потому что нам этого не позволяет закон! Мы здесь просто в конечном счете проигрываем по цене в борьбе за экспорт», — рассказал Косарев.
Кроме того, отметил Косарев, есть также трудности и со станами ЕАЭС, где минимальная крепость водки установлена на уровне 37,5 градуса: «В рамках технического регламента ЕАЭС нам не удалось согласовать водку крепостью 38 градусов — против такой крепости была, например, Белоруссия».
«Да, Менделеев в свое время определил, что наилучшее сочетание спирта в водке достигается при крепости 40 градусов. Но во всем мире минимальная крепость водки всегда составляет 37,5 градуса. Мы можем «надувать щеки», но в результате возникает проблема, как с железнодорожной колеей, которая в России — одна, а в Европе — другая. Для нас очень важны экспортные рынки, которые сейчас практически не развиваются», — добавил Косарев.
Представитель Союза производителей алкогольной продукции также заверил, что с точки зрения качества 37,5-градусная водка никак не отличается от эталонной 40-градусной.
«Потребители разницы не почувствуют, — также отметил в комментарии один из авторов законопроекта Сергей Рябухин. — Подавляющее большинство производителей водки придерживаются классической крепости напитка в 40%. Крепость всегда указывается на этикетке и любой потребитель может ее увидеть при покупке. Даже при минимальной границе 38% водку такой крепости производили намного реже. Поэтому нет оснований полагать, что изменение нижней границы крепости на 0,5% заставит производителей пересмотреть технологию».
В стремлении оптимизировать российский экспорт сенаторы забыли о главном — о рядовых гражданах России, сказал «Шторму» директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. «Знаете, рядовому человеку, который хочет просто напиться, все равно, какой крепости водка – 37,5, 38, 40 или 56 градусов. Водка, алкоголь – это наркотик-адаптоген. То есть он как бы помогает справиться и адаптироваться к тем трудностям, с которыми сталкивается человек. Очевидно, что эта инициатива сенаторов абсолютно нелепа и не имеет никого отношения к проблеме снижения уровня потребления алкоголя в России».