Человек, который обвиняет другого в чем-то, в том числе в карьеризме, говорит в первую очередь о себе, поэтому митрополита Илариона самого можно назвать тщеславным, сказал в беседе с Daily Storm протодиакон Андрей Кураев. Так профессор богословия ответил на слова митрополита, который предположил, что Кураев «охаивает» Церковь, потому что не получил высокого сана.
«Судить о невысказанных мотивах и действиях другого человека — это довольно рискованно. Когда кто-то строит предположения, почему некто поступает так или иначе, он зачастую проецирует свою логику, свое мышление на этого человека», — заявил Кураев.
«Вот и в данном случае человек, который объясняет перемены в моей позиции тем, что у меня там карьера не задалась, сам, скажем прямо, карьерист. Думаю, что митрополит сам подставляет себя под критику такими гипотезами», — добавил он.
Кураев подчеркнул, что он за последние годы, в отличие от РПЦ, изменился не очень сильно. Он отметил, что стал частью Церкви, когда она была «гонимой и слабой», а сектанты «были гораздо могущественнее» РПЦ.
«Я помню, приехал в сибирский городок Ноябрьск [второй по величине город в ЯМАО], и там было несколько практикующих протестантских пасторов. А православного священника — ни одного. И мне на первой же лекции пятидесятнический пастор сразу сказал: «Зачем вы к нам приехали? Вы нарушаете религиозный мир в нашем городе», — поделился протодиакон.
«В этих условиях я работал и сражался в 90-е годы. Но при этом подчеркивал, что мое любимое блюдо — это мелко нашинкованный сектант. Никогда не откажусь с ним поспорить, но при условии, что государство не подслушивает нас спор. Если во время нашей дискуссии ни на кого из нас не будут надеты наручники или всунут в рот кляп. Но времена изменились: сектантов стали арестовывать, как тех же «Свидетелей Иеговы» и других, критиков Церкви стали затыкать и так далее», — сказал Кураев.
По его словам, когда правоохранительные органы и Церковь начали активно сотрудничать, он стал разочаровываться в РПЦ. Особенно задело Кураева, по его словам, молчаливая поддержка Церкви в преследовании инакомыслящих. Сейчас же, по его мнению, РПЦ окончательно «забронзовела».
«Разочарование в чем: я полагал, что Церковь, пройдя горнило гонений XX века, она изменит свою позицию к проблеме разномыслия в обществе. Но этого не произошло, к сожалению. Публично высказываются мечты о православной монархии; «прижать всех сектантов к ногтю» и прочее. Годами я защищал Церковь, говорил, например, что она не работала с КГБ, а теперь как я могу [такое высказывать]», — признается профессор богословия.
«И вот я на днях, на «Царьграде», слышу интервью североосетинского архиепископа Леонида, который заявляет: «Да, мы сообщаем компетентным органам о тех, чьи взгляды нас беспокоят, чтобы приняли соответствующие меры». Прямым текстом!», — сетует Кураев.
«До поры до времени я мог принуждать свою совесть к тому, что это были разовые случаи, не будем обращать внимания. Но с годами это стало откровенным насилием над собой, логикой и здравым смыслом. Поэтому что мне остается сделать для своей любимой Церкви, кроме как пожертвовать своей предполагаемой карьерой, хотя я еще в 2007 году при патриархе Алексии II говорил, что хочу уйти на пенсию», — отметил собеседник Daily Storm.
Протодиакон рассказал также, что раньше их с Иларионом связывали более дружеские отношения и он бы не хотел думать об этом человеке в негативном ключе.
«Расскажу одну историю. У Илариона не всегда все в жизни было гладко. Было время, когда ему отказали в преподавании в Московской духовной академии. И он жил за счет того, что давал частные уроки английского языка в Москве. И тогда я пригласил его преподавать в Российском православном университете, где я был деканом. Поэтому у меня в бэкграунде хорошее отношение к этому человеку, особенно к его маме. Я буду помнить доброе», — рассказал Андрей Кураев.
«Другое дело, что человек сам решил стать другим, переродиться. Это его выбор. Многие через это прошли. Почему так произошло, я гадать не буду. Но факт таков: я помню другого человека с таким именем и хотел бы эту память сохранить подольше», — заявил профессор богословия.
Что касается того, готов ли Кураев пожать руку митрополиту Илариону, то это вряд ли возможно, по мнению протодиакона: «Он сразу обидится и воспримет это как оскорбление. Перед ним надо только кланяться и целовать руку — какое там рукопожатие. Епископальный корпоративизм не знает исключений».
19 ноября митрополит Иларион в интервью на YouTube-канале «Еще не Познер» раскритиковал Кураева. По его мнению, протодиакон «когда-то» принес большую пользу РПЦ, но теперь ей вредит.
«Он не нашел себя, ожидал большего от Церкви, может быть, в плане карьеры, может, в других смыслах. Он в какой-то момент просто переключился на охаивание Церкви, клевету, ложь, я бы не назвал это критикой. Это недостойно священнослужителя», — сказал митрополит.
Иларион также заявил, что только у некоторой части священников есть «проблемы» с РПЦ, многие вполне всем довольны. Он также опроверг слова ведущего, что у Кураева большое количество сторонников.
«Когда-то его книги читали. Я сам с ним встречался. Но сейчас он выпал из Церкви», — резюмировал митрополит.
В августе 2018 года Кураев раскритиковал священнослужителей, которые требуют прикрывать копии древних статуй, изображающие обнаженное человеческое тело. Руководство Новосибирской архитектурной академии в конце августа распорядилось прикрыть несколько таких изваяний к приезду в вуз высокопоставленных представителей Русской православной церкви (РПЦ), одобривших это решение.