В Совете национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины предложили отказаться от понятия «Великая Отечественная война» и использовать вместо него «Вторая мировая война» или «Советско-немецкая война». Российские историки в беседе с Daily Storm напомнили, что Великая Отечественная — часть Второй мировой войны, и призвали Киев позволить украинцам самим выбирать, какие термины использовать, а не заставлять народ выполнять директивы власти без общественного обсуждения.
«Великая Отечественная — это часть Второй мировой войны, связанная именно с войной советского народа против немецкой армии с 1941-го по 1945 год. То, что было до и после Великой Отечественной, — это уже Вторая мировая, — напомнил историк, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе. — Все нынешние суверенные государства — бывшие советские республики — воевали вместе. Для всех это была Великая Отечественная война — как для России, так и для Белоруссии, Грузии, Армении и так далее».
Историк не стал критиковать предложение СНБО, пояснив, что это решение другой страны: «Это Украина, у них своя судьба, своя политическая конъюнктура, свои отношения с Россией, причем очень плохие. Они пусть что хотят, то и делают. <...> Самое корректное в данном случае — позволять им делать со своей историей то, что они хотят с ней делать». По его мнению, в этой ситуации трудно разделять политику и историю. В то же время он отметил, что в решении СНБО «больше политики».
Кандидат исторических наук, доцент, член Научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров сказал, что его позабавило решение СНБО, потому что на Украине термин «Великая Отечественная война» стали заменять в учебниках по истории и в публичном пространстве еще со времен распада Советского Союза. «Сначала это делалось как бы невзначай, потому что было много живых ветеранов, людей, которые протестовали против этого. Но в 2000-х это стало нормой, у них официальный дискурс по поводу Второй Мировой войны исключает использование термина «Великая Отечественная война», — добавил он.
«Возникает вопрос в рамках эволюции украинских представлений: их предки на чьей стороне воевали? — продолжает историк. — Очевидно, что это попытка выдать коллективную память ничтожного меньшинства [за память большинства], а Украинская повстанческая армия* (УПА, воевала и с Красной армией, и с вермахтом) — меньшинство — даже на пике своего численного состава она насчитывала порядка 200 тысяч человек. А в Красной армии воевали не менее шести миллионов украинцев. Коллективная память украинцев о войне — о той, которую вела УПА? Или все-таки украинский народ был на стороне СССР? Очевидно, что верно второе».
Историческая память — это постоянный диалог внутри общества, а не мнение «кучки политиканов», подчеркнул Никифоров. Вопросы о том, как называть Великую Отечественную войну, касаются всего населения и любого рядового гражданина Украины, убежден он. Россия демонстрирует другой пример — все время наблюдается гражданская активность, вовлеченность общества в дискуссию по поводу исторического прошлого.
«Украинский народ вправе сам решать, как ему называть то, что происходило, в чем участвовали их предки. Это должно быть решение на уровне гражданского общества. <...> Согласно ли нынешнее поколение украинцев считать, что их деды и прадеды воевали на чужой для Украины «Советско-немецкой» войне? Или они считают, что их предки вели свою, нужную им, оборонительную справедливую войну? Вопросы такого масштаба должны решаться с участием миллионов людей», — заключил он.
Аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины, помимо рекомендации отказаться от понятия «Великая Отечественная война», выпустил ряд других предложений. В глоссарии для властей, дипломатов и СМИ опубликован обширный список терминов, которые рекомендуется использовать «в связи с временной оккупацией Российской Федерацией Автономной Республики Крым, Севастополя и отдельных районов Донецкой и Луганской областей». В частности, вместо понятий «гражданская война на Украине», «внутренний конфликт на Украине» и «украинский кризис» СНБО призывает использовать термин «вооруженная агрессия России против Украины».
*Украинская повстанческая армия признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.