Минпромторг поддержал развитие программы распределения продуктов с истекающим сроком годности (фудшеринга) для помощи малоимущим. Об этом пишут «Известия». Сейчас торговым сетям выгоднее списать и утилизировать продукцию, чем отдать ее на благотворительность, поскольку нужно платить НДС.
Отмечается, что согласно проекту фудшеринга ретейлеры будут раздавать бесплатно лишь еду, которая пригодна к употреблению и имеет нужные сертификаты качества. Подобная инициатива позволит спасти около миллиона тонн продуктов в год.
В Минпромторге при этом заметили изданию: вопрос фудшеринга требует проработки и обсуждения с ФНС, поскольку для этого вида операций необходимо освобождение от налога на добавленную стоимость.
Каждый год в стране образуется более 17 миллионов тонн пищевых отходов, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. Кроме гуманитарной стороны вопроса утилизация столь огромного количества мусора чревата последствиями для окружающей среды. Поэтому, как отметили в ведомстве, они положительно относится к идее развития фудшеринга.
Ранее Минпромторг предлагал выделять малоимущим денежную помощь на покупку продуктов. Уточнялось, что средства будут поступать на специальную банковскую карту, и потратить их можно будет лишь на определенные виды товаров. Однако решение о запуске программы «Продовольственный сертификат» пока не принято.
При этом председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ считает, что развитие фудшеринга и запуск проекта социальных продуктовых карт не исключают друг друга, и программы могли бы развиваться параллельно. У них принципиально разные источники финансирования, пояснил эксперт.
«Для фудшеринга это благотворительные фонды, которые могут получать деньги или продукты от частных компаний и людей. Для программы продуктовых карт нужны средства государственного бюджета», — напомнил Шелищ.
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов также считает: фудшеринг и продуктовые карточки могут существовать совместно. По словам Нилова, регионы начали использовать адресную продовольственную помощь. В частности, эту программу запустили в Московской и Калининградской областях. Фудшеринг в России законодательно не оформлен, но как благотворительностью им можно заниматься и сейчас, подчеркнул депутат Госдумы.
В торговой сети «Магнит» ранее поддержали инициативу. В 2020 году компания предоставила 350 тысяч бесплатных продуктовых наборов малоимущим в 24 регионах России. Кроме того, идею фудшеринга положительно оценивают в X5 Group, «Метро», «Азбуке вкуса». Адресная поддержка россиян очень своевременна в условиях роста инфляции и снижения реальных располагаемых доходов населения, отмечали в «Метро». В «Азбуке вкуса» уточняли, что будут отдавать на благотворительность консервы, крупы, макаронные изделия, масло, чай, кофе.
Также в X5 Group рассказали, что первыми среди отечественных ретейлеров создали инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по технологии food drive (покупатели в магазинах передают еду волонтерам для нуждающихся).