Минтранс, Росморречфлот и ФГУП «Росморпорт» приступили к строительству высокоскоростной магистральной подводной волоконно-оптической линии связи от Мурманска до Владивостока. Стоимость проекта, который планируется завершить в 2026 году, составит 65 миллиардов рублей. Ранее план по прокладке подобной магистрали начали реализовывать «МегаФон» и финская компания Cinia.
«Пропускная способность новой линии должна составить 52-104 терабита в секунду, протяженность — более 12,5 тысячи километров без учета ответвлений до населенных пунктов вдоль трассы», — сообщает газета РБК, в распоряжении которой оказалась презентация проекта.
Проведение высокоскоростного интернета позволит развить, как считают авторы идеи, портовую инфраструктуру на трассе Северного морского пути, а также создать цифровую инфраструктуру для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике.
Помимо этого, проект может помочь в решении задач геологоразведки и улучшить ситуацию с интернетом на арктическом побережье и Дальнем Востоке, где присутствует лишь спутниковая связь.
Генеральным подрядчиком выступает Управление перспективных технологий. Проект осуществляется в рамках реализации указа президента от 26 октября «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
Проведение высокоскоростного интернета в Арктику обсуждалось несколько лет, а контракт был подписан в прошлом году, отмечает РБК. Уже проведены морские и инженерные изыскания на большей части трассы, а также построена береговая станция в Териберке (село в Мурманской области).
Кроме того, проведены работы в поселках Амдерма (Ненецкий автономный округ) и Диксон (известен как «ворота Арктики», на севере Красноярского края). Первый участок сети от Териберки до Амдермы планируется запустить в 2021 году, полностью завершить проект — в 2026-м.
Часть строительства, помимо государства, оплатят, как пишет РБК, заказчики услуг доступа в интернет. При этом ставится задача не окупить затраты, а поддерживать развитие линии, в том числе за счет средств от коммерческих заказчиков.
10 ноября стало известно, что в Совете Федерации предложили кабмину построить в Арктике сеть дата-центров. За строительство и развитие будут отвечать бизнесмены, но при поддержке государства (например, это касается налоговых льгот, субсидий и так далее). Одним из основных препятствий тогда называлось отсутствие в регионе высокоскоростных каналов связи.
Однако не только госструктуры работают над проведением высокоскоростного интернета в регионе. Так, в 2019 году «МегаФон» и финская компания Cinia договорились о создании международного консорциума по строительству трансарктической линии связи от Хельсинки до Токио протяженностью более 10 тысяч километров.
Предполагается, что реализация проекта в том числе обеспечит связью потребителей Арктики и Дальнего Востока. Однако эксперты в разговоре с РБК отметили, что линия Минтранса будет, скорее всего, конкурировать с «МегаФоном» на Севере.
«Количество объектов в Арктике не так велико, и, если линия от Минтранса заберет на себя обслуживание государственных объектов, остается вопрос, на чем будет зарабатывать проект «МегаФона», — отметил глава «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.
26 октября президент России Владимир Путин утвердил Стратегию обеспечения нацбезопасности и развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Целью стратегии, как отмечается, является обеспечение национальных интересов России в пределах Арктики. Основными задачами реализации плана станут совершенствование медицинских организаций, повышение доступности образования, расширение мер господдержки жителей Арктической зоны.
В целом для развития Арктики будут приняты меры в социальной и экономической сферах, для совершенствования инфраструктуры, науки и технологий. Будут решаться экологические вопросы, задачи по защите граждан и территорий региона от чрезвычайных ситуаций. В Ямало-Ненецком автономном округе планируют создать туристический кластер на Полярном Урале.