Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает, что среди Telegram-каналов есть те, которые объективно критикуют и поддерживают действия Кремля, а также каналы, которые делают это в заказном платном режиме. В этом случае речь идет о многообразии, отметил он, комментируя результаты расследования интернет-издания «Проект» (иноагент и нежелательная организация). Также глава кремлевской пресс-службы опроверг слова Никиты Михалкова о том, что от Владимира Путина утаивают какую-то информацию.
«Я знаю, что на этот счет есть очень много слухов. Вполне очевидно, что есть Telegram-каналы, которые находятся в лагере критиков Кремля. Есть те, кто, скажем так, пытается объективно критиковать те или иные процессы... Поэтому в данном случае идет речь о многообразии», — отметил пресс-секретарь. При этом Песков указал на то, что среди Telegram-каналов есть те, кто делает это в заказном платном режиме.
«Президент [Владимир Путин] обладает неоспоримым преимуществом. Он обладает множеством источников, из которых получает всю картину», — заявил Песков, признав при этом, что отдельно взятый источник не может всего рассказать главе государства.
Многие Telegram-каналы также отреагировали на результаты расследования интернет-издания «Проект». Так, в Telegram-канале «Медиатехнолог» считают, что у издания с мессенджером собственные счеты, и их расследование «настолько же правдивое, как и их просмотры в телеге».
«Не получилось органически влиться в тусовку и набрать подписчиков и просмотры — просто врубили самую обычную накрутку, после чего накрутили себе что-то около 600 тысяч просмотров на каждый пост, а когда их в этом уличили — решили запилить собственное расследование про телеграм-тусовку», — пишет канал.
В Telegram-канале «Караульный» пост-комментарий к расследованию «Проекта» начали с шуточного вступления: «О, нас опять всех попалили и отдеанонимизировали. Да что ж ты будешь делать». Далее канал приводит выдержку из ответа корреспонденту интернет-издания: «У нас зачастую взгляды на многие вопросы (с кремлевскими чиновниками) сходятся. И мы общаемся. Не регулярно. А когда они расходятся — то никто нам не то что приказать [не может], но и просить не будет». Который в расследовании прозвучал в следующей интерпретации: «Официально в «Караульном» свои контакты с властью не опровергают, но уверяют, что у них «постоянно есть критика федеральных и региональных чиновников».
Журналисты «Проекта» провели эксперимент: под видом заказчиков они связались с администраторами канала «Незыгарь» (иноагент) и узнали, что разместить пост из 100 слов без уточнения, что он является рекламой, стоит 1,5 биткойна. Есть также вариант пакетного размещения: за три публикации — три биткойна. За пост меньшего объема «Незыгарь» запросил 0,008 биткойна за каждое слово, пишет издание.
Как утверждает интернет-издание, решение о начале активной работы в Telegram в Кремле приняли на рубеже 2016-2017 годов. По его информации, тогда администрация президента якобы выделила первые деньги на информационную экспансию в анонимных каналах. Чиновники, по данным «Проекта», запросили у руководства Кремля несколько сотен миллионов рублей. В результате бюджет, выделенный на внедрение в Telegram, был разделен между несколькими организациями.
Напомним, Telegram с апреля 2018 года запрещен в России по решению Таганского суда Москвы. Причиной стал отказ руководства мессенджера передать ФСБ ключи для дешифровки пользовательских чатов, что стало одной из причин блокировки мессенджера. В июне Мосгорсуд рассмотрел жалобу Telegram на блокировку, но отказался отменить санкции против мессенджера. Несмотря на меры Роскомнадзора, предпринятые в соответствии с решением суда, мессенджер доступен россиянам и нормально функционирует.