Протодиакон Русской православной церкви (РПЦ), богослов Андрей Кураев в беседе с корреспондентом Daily Storm сказал, что новая украинская автокефальная православная церковь будет полуавтономной структурой без своего патриарха в подчинении у Константинополя. Слухи о готовящемся решении учредить в Киеве не патриархат, а архиепископию находят подтверждение в церковной истории — большинство поместных православных церквей изначально создавались как архиепископства и уже затем получали статус патриархатов, напомнил Кураев.
«Зачем два подарка дарить сразу? Лучше сначала подарить автокефалию, а потом [думать о назначении патриарха]. В любом случае, [патриаршество] — это своего рода морковка, подвешенная перед носом, — сказал Кураев. — Но совершенно не факт, что патриарх на Украине вообще появится. Эти романтические представления, что патриарх является спасением для людей, более характерны для 1917-1918 годов, когда патриаршество восстанавливалось в России. Сейчас абсолютно понятно, что есть большой вопрос, связанный с защитой самой церковной структуры от патриарха-самодура».
Архиепископия вполне может быть автокефальной, считает Кураев. Из 15 автокефальных православных церквей только девять имеют статут патриархата. Он также напомнил, что, к примеру, в Румынии и Болгарии сначала признавалась кафедра епархиального архиепископа и только потом, по прошествии определенного количества лет, появлялся свой патриарх. «Только в Русской православной церкви совпало предоставление автокефалии и появление патриаршества, — сказал он. — А, например, Элладская церковь возглавляется синодом — там все на уровне архиепископов и митрополитов. Такие церкви возглавляются коллегиально».
4 декабря греческое агентство церковных новостей Romfea.gr опубликовало снимок первой страницы устава новой православной церкви Украины. В тексте указывалось, что в Киеве будет создана автономная структура, напоминающая Критскую православную церковь, подчиняющуюся Константинопольскому патриарху, и предстоятель которой носит титул архиепископа. Предполагается, что новая церковь не сможет сама канонизировать новых святых и варить миро.
Несколько неожиданным, по мнению Кураева, выглядит запрет для киевской архиепископии варить свое миро.«В Киевской митрополии еще до московского периода оно [такое право] было», — заметил он.
Миро является одним из важнейших атрибутов православного богослужения (литургии, венчания и прочих обрядов). Константинопольский патриархат считает мироварение своим исключительным правом, однако в РПЦ с этим не согласны, утверждая, что варить миро может любая независимая церковь.
Вопрос, насколько велики будут полномочия новой церкви на Украине, остается открытым. Будет ли новый предстоятель украинской церкви просто назначаться Константинопольским патриархом или все же будет требоваться его утверждение на местном уровне; кому будут принадлежать полномочия церковного суда, — на все эти вопросы ответы будут даны, вероятно, уже позднее, после выдачи Томоса (предоставления церковной независимости), предположил Кураев.
В октябре Константинопольский патриархат запустил процесс предоставления Украине церковной независимости, отменив действие указа от 1686 года о передаче Киевской митрополии Московской. В РПЦ крайне болезненно воспринимают процесс предоставления Украине автокефалии. 15 октября Священный синод РПЦ принял решение о разрыве евхаристического общения (совместного богослужения) с Константинопольским патриархатом.