Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя ситуацию в сирийском городе Идлиб, заявил, что сформировавшийся там «гнойник» террористов необходимо ликвидировать. Лавров напомнил, что именно в Идлибе находится последний крупный очаг боевиков. Об этом он сказал на пресс-конференции по итогам встречи со своим коллегой из Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром.
Террористы, находящиеся в Идлибе, пытаются спекулировать на статусе зоны деэскалации. Боевики держат в заложниках, используют в качестве живых щитов гражданское население и пытаются подмять под себя вооруженные формирования, готовые к переговорам с правительством, подчеркнул Лавров.
«Так что со всех точек зрения этот гнойник необходимо ликвидировать. Необходимо срочно отмежевать нормальных вооруженных оппозиционеров от террористов, и одновременно необходимо подготовить операцию против террористов в Идлибе, сделав все, чтобы минимизировать риски для гражданского населения», — цитирует министра РИА Новости.
Глава МИД России рассказал, что Москва и Вашингтон обсуждают ситуацию вокруг Идлиба, в том числе об этом говорилось в ходе контактов российской стороны с госсекретарем Майком Помпео и помощником американского президента по нацбезопасности Джоном Болтоном. Кроме того, для обсуждения конфликта используется канал связи между военными РФ и США.
«Итог всех этих разговоров на данную тему один: мы приводим все больше и больше фактов, которые подтверждают готовящуюся постановку применения правительством Сирии химического оружия. Наши партнеры заявляют, что это неправда, но ни одного факта в основание своей позиции привести не могут», — отметил Лавров.
По его словам, Вашингтон начинает нагнетать страсти вокруг Идлиба и вновь угрожает сирийскому правительству ответным ударом в случае применения химического оружия. «Мы спросили: «Откуда же у него химическое оружие, если вы с французами и англичанами в прошлом году все уничтожили?». Знаете, что нам ответили? Нам американцы ответили: «Это сказали французы, мы так не говорили», — добавил он.
Создается впечатление, что США используют угрозы с единственной целью — не дать выгнать террористов из Идлиба, подчеркнул Лавров. Министр предположил, что еще с момента, когда во главе американской администрации был Барак Обама, Вашингтон «всеми правдами и неправдами хотел вывести «Джебхат ан-Нусру» [запрещена в РФ] из-под ударов, рассчитывая использовать ее в борьбе против, как они говорят, режима».
«Уже не первый раз США при самых разных администрациях ставят задачу смены неугодных им режимов выше общих целей искоренения терроризма и экстремизма — так было в Ираке, так было в Ливии, так пытаются сделать в Сирии. Сказал бы более правильно — пытались сделать в Сирии, этого у них не получилось», — заявил министр. Он подчеркнул, что такие эгоистические, односторонние геополитические игры США — контрпродуктивны.
Накануне постпред Сирии в ООН Башар Джафари на заседании Совета Безопасности ООН представил задокументированные данные о намерении террористов использовать химоружие в Идлибе, чтобы затем обвинить в этом Дамаск. В то же время представители США, Великобритании и Франции в ООН в ходе заседания Совбеза предостерегли власти Сирии от применения химоружия, пригрозив за это «серьезным ответом».
В конце мая сирийский президент Башар Асад заявил, что Сирия в апреле 2018 года смогла избежать массированного ракетного удара со стороны США и западных стран благодаря открытому заявлению России о намерении уничтожать точки запуска ракет стран западной коалиции. Асад осудил действия Вашингтона и заявил, что американские военные должны уйти из его страны. Также политик сказал, что бессмысленно обвинять Дамаск в применении химического оружия в Восточной Гуте. При этом он отметил, что у Сирии нет химоружия и власти страны не стали бы использовать его против собственного народа.
Гражданская война в Сирии началась в 2011 году. В боевых действиях участвуют правительственные силы, оппозиционеры, боевики «Исламского государства» (запрещено в РФ) и других террористических группировок. По разным подсчетам, за семь лет погибло от 360 до 470 тысяч человек. Миллионы сирийцев стали беженцами.