Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что страна готова нанести удар по местам хранения химического оружия в Сирии, если его применение против местного населения будет доказано. Пока Париж не располагает четкими доказательствами того, что Дамаск совершил это преступление.
«Если у нас будут доказательства того, что запрещенное химическое оружие… было использовано, мы нанесем удар по месту, где оно создается или хранится», — цитирует «Би-би-си» Макрона. Президент Франции добавил, что спецслужбы его страны наблюдают за ситуацией в САР и уделяют особое внимание вопросам применения химического оружия. И пока у них нет убедительных доказательств, подчеркнул глава государства.
В первую очередь Макрон говорил о недавних происшествиях: в начале 2018 года сирийские повстанцы несколько раз подверглись атакам с применением хлора. Оппозиция заявляет, что вертолет правительственных войск сбросил бомбу с химическим зарядом на город Саракиб, находящийся в провинции Идлиб. Дамаск эти обвинения называет необоснованными.
Для Франции использование химического оружия — это «красная линия», заявил Макрон. «Как только доказательства будут, я сделаю, что обещал. Наш приоритет — борьба с террором», — подчеркнул он. Администрация президента Франции также заявляла, что вопрос применения химического оружия в Сирии в начале 2018 года обсуждался с Кремлем.
США и Россия в 2013 году взяли на себя ответственность за уничтожение запасов опасных веществ в САР после их применения неподалеку от Дамаска. Москва и Вашингтон обязались сделать это в течение года. Тем не менее Организация по запрещению химического оружия продолжает сообщать о применении смертельных веществ по всей стране.
В апреле 2017 года в городе Хан-Шейхун, находящемся под контролем одной из оппозиционных группировок, сотни людей испытывали симптомы, похожие на последствия применения нервно-паралитического газа. Всего из-за химического оружия там погибли более 80 человек, многие из них — дети. Запад считает виновным Дамаск, власти САР же заявляют, что химическое оружие попало в город после бомбардировки одного из складов террористов в Хан-Шейхуне.
Расследование проводила комиссия, состоявшая из сотрудников ООН и ОЗХО. Она прекратила свою работу 18 ноября 2017 года, после того как Россия применила право вето и блокировала проект резолюции о продлении мандата комиссии. Постпред России при ООН Василий Небензя пояснил, что приоритетом комиссии стало «не обеспечение качественного расследования химпреступлений в регионе, а продолжение давления на Сирию и конфронтация с Россией». США после использования Россией права вето обвинили ее в поддержке тех, кто использует химическое оружие в регионе.