Правительство России планирует в следующем году увеличить утилизационный сбор на легковые машины на 125%, пишет «Коммерсантъ». Увеличение ставки по утильсбору может спровоцировать скачок цен на новые автомобили на 17%. Автоэксперты в интервью «Шторму» выразили сомнения, что правительство пойдет на такое увеличение, отметив, к чему может привести кратный рост ставки.
На вопрос, нужно ли рядовым автолюбителям, планирующим сейчас купить новую машину, срочно бежать в автосалоны, эксперты ответили, что этого делать не стоит по нескольким причинам.
Так, главред журнала «За рулем» Артур Саруханов сказал, что повышение утилизационного сбора более чем в два раза просто невыгодно для правительства: «Пока что все это находится на стадии обсуждений, и даже если такие планы действительно есть, то вряд ли повышение здесь будет существенным. Тем более неразумно вводить такую непопулярную у населения меру накануне выборов. Вполне возможно, что такая информация может быть на руку автодилерам в преддверии Нового года».
«Похожим на дезинформацию» назвал сообщение о планируемом повышении утилизационного сбора директор по развитию компании «Смарт трафик» Константин Антонович: «Такое ощущение, что это специально кто-то распространяет, чтобы создать искусственный ажиотаж в автосалонах перед новогодними праздниками. Я не вижу никаких логических оснований для того, чтобы правительство решило увеличить утилизационный сбор».
Автоэксперт Сергей Асланян предположил, то если государство пойдет на такое повышение утилизационного сбора, то это будет напоминать продразверстку времен военного коммунизма. «У нас неоткуда взять денег, у нас неработающая экономика и податное население. Пока иностранцы держат у нас уже невыгодные для себя производства, мы пытаемся их ограбить по принципу «как сделать так, чтобы корова меньше ела и больше давала молока — ее нужно меньше кормить и больше доить», — иронически заметил Асланян.
По его словам, система утилизационного сбора, введенная еще в 2012 году, и которая в конечном счете направлена на субсидирование отечественного автопрома, в принципе ущербна. «Получается так: вам, иностранцам, приспичило делать для нас, россиян, хорошие автомобили, так вы нам за это тогда заплатите. А вы, отечественные производители, не хотите делать хорошие машины, поэтому мы вам будем давать из бюджета то, что мы взяли у иностранцев за счет этого утилизационного сбора», — отметил эксперт.
Журналист также с сомнением отнесся к информации, что слухи о повышении цен на машины спровоцированы автосалонами. «Автодилеры в слезах — у них упали продажи. И если они вдруг сейчас захотят поднять цену, то они просто кончатся на этом! Это будет одно единое банкротство на всю страну», — сказал Асланян.
Утилизационный сбор на импортные автомобили был введен правительством в 2012 году. Предполагалось, что такая мера позволит увеличить процент российских машин на отечественном авторынке. Базовая ставка тогда составила 20 тысяч рублей на один легковой автомобиль.
В конечном счете после протеста иностранных производителей утилизационный сбор был введен на все марки автомашин, но российским производителям стали выделяться специальные субсидии, которые таким образом нивелировали определенные издержки, понесенные заводами в РФ после вступления страны в ВТО. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65 процентов, что было связано с девальвацией рубля.