St
Обмену задержанными между Россией и Украиной мешают бардак и силовики
18+

Обмену задержанными между Россией и Украиной мешают бардак и силовики

В ближайшее время эти люди все-таки вернутся домой к своим семьям

В ближайшее время эти люди все-таки вернутся домой к своим семьям Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Утром 30 августа украинским журналистам после бессонной ночи в новоназначенной Верховной раде пришлось ехать в аэропорт Жуляны из-за сообщения о возвращении задержанных в России украинцев на родину. Спустя несколько часов ожидания офис президента Зеленского официально заявил, что обмена нет и в пятницу не будет. Уже третью неделю россияне и украинцы ожидают возвращения задержанных на родину, однако пока процесс так и не сдвинулся с мертвой точки. Как удалось выяснить Daily Storm, на этот процесс влияет очень много факторов: российских, украинских и геополитических. Однако, как заверили осведомленные в подготовке обмена, в ближайшее время он все-таки должен завершиться и удерживаемые люди вернутся к своим семьям.


Российские siloviki и кум президента


Слухи о возможном обмене задержанными начали курсировать в российских СМИ после встречи Владимира Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном, на которой последний озвучил возможность возвращения России в «Большую восьмерку». Первым о высокой вероятности того, что обмен состоится, сообщил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, который входит в окружение советника Путина Владислава Суркова.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Сразу же слухи о возможности обмена начали обрастать подробностями и разнообразили информационную повестку, в основном посвященную выборам 8 сентября. Обмен увязывали с улучшением отношений между Россией и Западом, с ожидаемым сдвигом «минского процесса».


Различные российские СМИ называли разных фигурантов обмена: «Интерфакс» — Владимира Балуха, Павла Гриба, Николая Карпюка, Станислава Клыха и Александра Кольченко. «Коммерсантъ» сообщил о скором возвращении украинских моряков с кораблей, нарушивших госграницу России в Керченском проливе в ноябре 2018 года. 


Российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков рассказал Daily Storm о возможных причинах задержек в процессе обмена: «Первая версия: в Москве хотели бы, чтобы обмен произошел не по линии президента Зеленского, а по линии Виктора Медведчука и его партии «Оппозиционная платформа — За жизнь». Еще одна версия — это то, что российские правоохранительные структуры заблокировали обмен, поскольку Украине могут выдать очевидных террористов, например, того же [украинца, осужденного на 20 лет в России за терроризм, Олега] Сенцова. И обмен может создать негативный прецедент безнаказанного освобождения террористов. Люди, отвечающие за безопасность в Крыму, постарались поставить блок на выдачу Сенцова».


По мнению Маркова, основными ведомствами, отвечающим за возврат россиян, являются структуры, подконтрольные Совету безопасности РФ. Это Главное разведывательное управление Министерства обороны, Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности. Именно они занимаются процессом обмена задержанными. 


«Именно с этими структурами ведет переговоры Виктор Медведчук, в том числе и с силовым блоком, его задача — обеспечить политическое продвижение процесса обмена. Он ведет контакты с администрацией президента и с Советом безопасности РФ», — добавил Daily Storm Сергей Марков.


Примечательно, что 2 сентября пресс-секретарь российского омбудсмена Татьяны Москальковой заявил Daily Storm, что комментировать нечего, так как уполномоченная по правам человека в РФ в процессе обмена не участвует, а ее визит в Киев к российскому журналисту Кириллу Вышинскому был назван «исключительно гуманитарной миссией».


На наличие противодействия процессу обмена указал и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, рассказав о концептуальной договоренности между Путиным и Зеленским: «И здесь у нас тоже, чтобы вы понимали, несмотря на то что кажется, что Путин щелкнет пальцами и всех посадят на самолет чей-то и вывезут. Макрона, скажем. Нет, это не так. Потому что здесь приходят силовики и говорят: ну как же, вот они террористы. Условно я говорю. И надо понимать, что, может быть, Путину важнее иметь дело со своими силовиками, чем с чужими президентами».


Украинский политолог Руслан Бортник в беседе с Daily Storm назвал обмен «политическим авансом»: «Россия понимает, что обмен пленными станет для Зеленского политическим авансом, поскольку позволит демонстрировать свою эффективность в достижении мира. Но поскольку цену этого аванса пока не согласовали, мы видим торможение процесса».


Сложный организационный период для Украины


От Украины вопросы обмена задержанными пытаются курировать несколько центров влияния: это и офис президента (ОП), в частности, новый куратор «российского направления», помощник Зеленского Андрей Ермак. 2 сентября в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» он заявил: «Могу лишь сказать, что в телефонном разговоре двух президентов [Зеленского и Путина], сам факт которого я поддерживаю, эта тема обсуждалась, и у меня есть большая надежда на то, что это произойдет в самом скором времени. Работа ведется, уверяю вас».


Другой центр влияния на процесс обмена с украинской стороны — это глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» и, как пишут в СМИ, близкий друг Путина Виктор Медведчук, который 30 августа посетил украинских заключенных Станислава Клыха и Николая Карпюка в СИЗО «Лефортово». 

По информации украинских СМИ и Telegram-каналов, ОП конкурирует с Медведчуком за доминирование в коммуникации с российской стороной. Telegram-канал «Легитимный» 1 сентября сообщил: «Наш источник из офиса президента рассказал, что Зеленский был вне себя от попытки Виктора Медведчука вклиниться в обменный процесс. Именно из-за этого заминка и произошла, уже были согласованы все шаги, но кто-то слил информацию. На протяжении двух месяцев президент и его команда ведут тяжелые переговоры с Россией, и уже в момент обмена появляется Медведчук и начинает пиариться».

Об украинском олигархе Игоре Коломойском как о еще одной силе, пытающейся монополизировать право общения с Москвой, рассказал Руслан Бортник: «В России и на Украине идет ожесточенная борьба за формирование каналов коммуникации. На Украине много групп влияния, желающих закрепить за собой право общения с Москвой. Это и Медведчук, и Коломойский, между ними также идет серьезное противостояние, которое осложняет коммуникацию и процесс обмена».


Владелец телеканала «1+1», на котором транслировалось шоу Зеленского «95-й квартал», в последнее время действительно отличился рядом неожиданных заявлений. Если в 2014 году после Майдана он назвал российского президента душевнобольным, то в 2019-м кардинально изменил риторику. В интервью он призвал снять санкции с России и «отделить вопрос Крыма и вопрос Донбасса», а МВФ и Запад назвал «мироедами». Создается впечатление, что Коломойский заигрывает с Москвой и пытается реабилитироваться после произошедшего в 2014 году.


Разумеется, Коломойский имеет определенное влияние на Владимира Зеленского, но оно не абсолютно. Сейчас олигарх пытается усилить его за счет наведения мостов с Россией.


Об имеющихся контактах Коломойского с Кремлем рассказал Daily Storm и политолог Сергей Марков: «Коломойский пытается вернуть себе активы в России. Но в отношении России он является чудовищем и военным преступником. В то же время все люди прагматичные и прощение Коломойского возможно. Но он должен что-то для этого сделать. Я думаю, есть контакты Коломойского с [вице-премьером РФ Дмитрием] Козаком, который отвечает за экономику. Думаю, переговоры о том, как Россия может простить Коломойского, ведутся в том числе по линии Козака».


Экс-президент Украины Петр Порошенко пытается активно противодействовать процессу обмена пленными. В ряде украинских СМИ, связанных с бывшим главой государства, спикеры называют возможный обмен «зрадой», то есть предательством.


Телеведущий канала «Эспрессо» Богдан Буткевич в своей заметке написал, что обмен задержанными угрожает Украине: «Я очень боюсь, что за возвращение наших людей мы дорого заплатим в геополитическом смысле. Я уже молчу про возможность превращения кого-то из потенциально освобожденных в Савченко-2, что весьма вероятно, к сожалению».


А в эфире принадлежащего Порошенко «5 канала» украинский эксперт Геннадий Максак высказал практически аналогичную мысль, попутно укорив Зеленского: «Мы не имеем четкой картины. Какой общий план правительственной команды и офиса президента? Где в этот план укладывается обмен военнопленными? Какой план и к чему он ведет?»


Желание Порошенко сорвать обмен и придать ему негативный бэкграунд понятны: он пытается дискредитировать любые мирные инициативы Зеленского, называя их «зрадой», просто чтобы добиться лучших позиций в новой архитектуре украинской власти. Не исключено, что Порошенко заодно подрабатывает и на иностранные центры влияния, заинтересованные в срыве обмена.


Геополитический контекст


Украинский политолог Руслан Бортник указал на геополитический аспект обмена: «Обмен рассматривается как элемент для запуска переговорного процесса в «нормандском формате» и реализации минских соглашений. А поскольку стороны пока не готовы к реализации минских соглашений, из-за этого мы наблюдаем торможение этого процесса. С этим связано и возможное возвращение России в «Большую восьмерку». Это большой политический контекст».


Однако относительно возврата России в «Большую восьмерку» Москва уже неоднократно занимала позицию «не очень-то и надо». Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что возвращение к G8 «не является для России самоцелью». Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что страна «не отказывалась ни от каких форматов общения, но и навязывать свое участие никому не собирается». В похожем ключе высказался и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.


Все это указывает на то, что Россия не торопится с возвратом. Наоборот, она пытается получить от возвращения максимум выгоды, что логично. У Москвы есть время, поэтому и с вопросом возврата задержанных Кремль не спешит, выторговывая наилучшие условия у Зеленского.


Это не отменяет того, что есть антироссийские силы в имеющих влияние на Украину США, которые пытаются сорвать big deal Запада с Россией. Для этого они используют организационный бардак переходного периода в ОП Зеленского, не позволяя направить украинскую политику в более конструктивное русло по сравнению с периодом правления Порошенко.


Как сообщил Daily Storm украинский адвокат задержанных россиян Валентин Рыбин, вряд ли обмен произойдет 3 сентября: «Мне на самом деле нечего комментировать. Пока ничего не происходит, по состоянию на пятницу все то же самое. Я предполагаю, что не будет [обмена задержанными 3 сентября]. Если будет — хорошо, но я предполагаю, что не будет. Может, под Михаила Шуфутинского (имеется в виду его песня «3 сентября». — Примеч. Daily Storm) будет какой-то подарок, но пока предпосылок нет».


Украинский политолог Михаил Погребинский 2 августа заверил Daily Storm, что в ближайшие дни обмен должен состояться, однако точную дату назвать не смог. Об этом же заявил и помощник Зеленского Андрей Ермак. О прогрессе в подготовке обмена 30 августа также сообщил помощник Путина Юрий Ушаков, но при этом указал на необходимость выполнения Украиной своих обязательств по минским договоренностям. И это нехороший сигнал для задержанных: нельзя исключать, что Россия сможет осуществить обмен только после реализации Украиной некоего практического шага в рамках обязательств.


Что бы ни происходило под ковром и какие бы акторы ни влияли на процесс обмена, хотелось бы, чтобы они не забывали, что на кону жизни простых людей, ставших заложниками в большой геополитической игре. Это и украинские моряки, которые вряд ли намеревались устроить большую войну, и участники событий 2 мая в Одессе, вышедшие защищать город от националистов. Хотелось бы верить, что в Кремле и на Банковой это понимают.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...