Утром 5 октября правоохранительные органы провели обыски в редакции организации «Открытая Россия» и квартирах ряда ее сотрудников в Москве. У многих из них силовики изъяли устройства связи. Источник «Шторма» сообщил, что основанием для обысков стало то, что руководство компании — инвестора ОР, признанного в РФ нежелательной организацией, зарегистрировало в Великобритании два новых юридических лица для финансирования «Открытой России».
Генпрокуратура РФ в апреле 2017 года признала нежелательной НКО Otkrytaya Rossia, которая зарегистрирована в Лондоне. Как рассказал «Шторму» бывший сотрудник «Открытой России», финансирование шло именно из-за рубежа.
С одной стороны, многие сотрудники ОР занимаются тем, что можно назвать журналистской работой. Особенно активным в этой области является Центр управления расследованиями (ЦУР). С другой, «Открытая Россия» — это НКО, ее сайт не зарегистрирован в РФ как средство массовой информации.
Согласно закону о СМИ, иностранные инвесторы не имеют права владеть более чем 20% акций какого-либо издания в России. Кроме того, СМИ обязаны раз в квартал предоставлять Роскомнадзору данные о финансировании из-за рубежа. За отказ отчитываться им грозят штрафы, равные или вдвое превышающие сумму поступлений из иностранных источников.
Источник «Шторма» рассказал, что 27 апреля все сотрудники редакции «Открытой России» и некоторых сопряженных организаций разорвали трудовые контракты. Некоторое время люди не получали зарплату. Часть из них покинула организацию. Центр управления расследованиями и OpenEconomy зарегистрировались в качестве ИП.
Через полтора-два месяца в Великобритании были зарегистрированы еще два юрлица, что позволило возобновить финансирование. В России они, естественно, еще не признаны нежелательными. То есть официально инвестора запретили, но его деньги все равно добрались до адресата, пояснил собеседник «Шторма».
Пресс-секретарь основателя «Открытой России» Михаила Ходорковского Максим Дбар прокомментировал сообщение СКР об обысках. Он сказал, что ОР не работает с организациями, признанными на территории России нежелательными, и финансирования от них не получает.
«Тот факт, что для обоснования следственных действий, происходящих в 2017 году, пришлось снова доставать дело, заведенное по факту якобы происходивших в 1995 году событий, лучше всего говорит, что действия «Открытой России» полностью соответствуют российскому законодательству», — отметил пресс-секретарь.
Сам Михаил Ходорковский отреагировал гораздо жестче. Он назвал генпрокурора Юрия Чайку, главу СКР Александра Бастрыкина, председателя «Роснефти» Игоря Сечина, главу Чечни Рамзана Кадырова, а также ряд других государственных деятелей преступниками, готовыми «уничтожать неугодных и в России, и за ее пределами». Ходорковский повторно заявил о поддержке протестных акций, которые пройдут по всей стране 7 октября, и пообещал доказать нелегитимность нынешней власти.
Около 06:30 мск 5 октября сотрудники правоохранительных органов пришли с обысками в офис «Открытой России», квартиры активистов и редакцию одноименного издания. На сайте организации велась прямая трансляция происходящего (сейчас обыски закончены).
Обыски начались с квартиры родителей председателя одноименного движения Александра Соловьева, системного администратора редакции Артема Минича, дочери главного редактора Центра управления расследованиями Андрея Коняхина и главреда «Открытой России» Вероники Куцылло.